В последние дни католические информационные агентства опубликовали комментарии к письму префекта Конгрегации по делам духовенства кардинала Клаудиу Хуммеса, направленному 18 апреля апостольским нунциям для доведения до сведения диоцезных ординариев. В этом письме бразильский кардинал разъясняет содержание новых полномочий, предоставленных данной Конгрегации Папой Бенедиктом XVI согласно новым нормам, регулирующим механизм лишения клерикального статуса клириков, нарушивших церковную дисциплину, подписанным Понтификом 30 января сего года.
Вкратце опишем суть этого нововведения. Ранее всеми вопросами лишения клерикального статуса священников, нарушивших нормы канонического права, относящиеся к целибату, и имеющих постоянную связь с женщиной либо вступивших в брак по гражданскому законодательству, а также предоставлением диспенсации от обязанности целибата, ведала Конгрегация вероучения. Однако, если в прошлом священники, оставлявшие служение по этим причинам, обычно уведомляли об этом своего епископа и подавали прошение о диспенсации от целибата, то теперь многие священники, заключившие светский брак и имеющие детей, не подают подобного прошения. В результате возникла ситуация, когда существует множество женатых и ведущих светский образ жизни священников, формально являющихся клириками (хотя и под суспенсией latae sententiae, т.е. автоматически запрещенными в служении). Епископы, которые хотели бы урегулировать эту ситуацию, прежде должны были инициировать формальный судебный процесс против клирика, нарушившего каноническое право; при этом лишение клерикального статуса не сопровождалось освобождением от обязанности целибата, т.е. священник так или иначе не имел права вступить в церковный брак, если только он сам не начинал продолжительную процедуру получения специальной диспенсации, которую мог предоставить исключительно и лично Верховный Понтифик. Согласно новым нормам, ординарии смогут сами инициировать лаицизацию таких священников уже не в судебном, а в административном порядке, причем не через Конгрегацию вероучения, а через Конгрегацию по делам духовенства, которая получила право одновременно освобождать и от всех обязательств, связанных с рукоположением. Кроме того, ординарии теперь имеют возможность инициировать подобное наказание и в отношении священников, самовольно оставивших служение на срок свыше пяти лет непрерывно, каковая ситуация ранее вообще не предусматривалась каноническим правом.
«Радио Ватикана» публикует
Что можно сказать относительно описанных изменений?
В самом деле, количество священников, находящихся в двусмысленном положении, т.е. ведущих светский и семейный образ жизни, оставаясь при этом клириками или не имея диспенсации от целибата и потому не имеющих возможности урегулировать свое каноническое положение, т.е. заключить церковный брак и приступать к таинствам, в последние годы значительно возросло. Среди причин этого можно выделить следующие:
- кризис веры и, как следствие, нежелание заниматься потерявшими субъективную значимость каноническими вопросами;
- сложность и длительность самого процесса получения диспенсации. Здесь надо отметить, что в период понтификата Иоанна Павла II получить такую диспенсацию для священника моложе 40 лет было практически невозможно, что являлось своего рода карантинной мерой, введенной по личному настоянию самого Понтифика – чтобы не лишать молодого священника шанса «одуматься и вернуться». Этот возрастной ценз утратил свою обязательность лишь с восхождением на престол св. Петра кардинала Йозефа Ратцингера, долгие годы бывшего префектом Конгрегации вероучения и лично многократно сталкивавшегося с печальными последствиями таких ограничений;
- условия предоставления диспенсации. Рескрипт Апостольского Престола, получаемый просителем в случае положительного решения, имеет двоякое действие, а именно – лишает просителя клерикального статуса и предоставляет диспенсацию от обязательства целибата, при этом оговаривается, что проситель не может принять второе, не приняв первое. Для многих священников являлось неприемлемым «собственноручно» отказаться от своего клерикального положения, поскольку это никогда не входило в их намерения.
В результате даже те, которые хотели бы исправить свое каноническое положение в Церкви, вынуждены были долгие годы жить фактически «вне церковной ограды», что помимо моральных страданий, причиняемых этой ситуацией им самим и их женам, делало весьма затруднительным воспитание детей в христианской вере и любви к Католической Церкви.
Итак, что же говорит каноническое право о лишении статуса клирика и предоставлении диспенсации от целибата?
Кан. 290 – Священное рукоположение, единожды принятое действительным образом, никогда не может стать несостоятельным. Однако клирик утрачивает свой статус:
1-е по судебному решению или административному декрету, которым провозглашается недействительность священного рукоположения;
2-е по законно наложенному наказанию, состоящему в увольнении из священного сана;
3-е по рескрипту Апостольского Престола; однако такой рескрипт издаётся Апостольским Престолом в отношении диаконов только по веским причинам, а в отношении священников — по крайне веским.Кан. 291 – Помимо тех случаев, о которых говорится в кан. 290, 1-е, утрата статуса клирика не влечёт за собою диспенсацию от обязанности блюсти безбрачие, каковая диспенсация предоставляется одним лишь Римским Понтификом.
Обсуждаемые нововведения касаются, таким образом, ситуации, описываемой в кан. 290, 2-е, когда лишение клерикального статуса применяется в качестве наказания (in poenam). Собственно, применение такого наказания в рассматриваемых ситуациях предусмотрено кан. 1394, § 1:
Кан. 1394 – § 1. Хотя в силе остаётся предписание кан. 194, § 1, 3-е, клирик, пытающийся заключить брак, хотя бы только гражданский, подлежит суспенсии по заранее вынесенному судебному решению; если после увещания он не образумится и продолжит вводить в соблазн, то его можно постепенно наказывать различными лишениями и даже лишением статуса клирика.
Таким образом, позитивным изменением, судя по всему, является то, что отныне в случае лишения клерикального статуса in poenam не будет необходимости отдельно затевать утомительный и, надо признать, унизительный процесс прошения диспенсации.
Однако при всех положительных моментах, за новыми механизмами просматривается и желание избавить клир от своего рода «болезненной опухоли» – не оправдавших возложенные надежды священников – причем, довольно-таки хирургическим методом, то есть просто лишив их звания клирика. Высказанная забота об их духовном благе не учитывает одного немаловажного момента, а именно, того, что для большого числа священников лаицизация отнюдь не является действительно эффективным выходом из ситуации. В этом отношении процедурные изменения не вносят ничего принципиально нового, а лишь устраняют неоправданные технические затруднения, бывшие очевидными уже не один десяток лет (в первую очередь, по-видимому, для нынешнего Папы, который, как всегда, действует с удивительной мудростью и пастырской чуткостью), а также предоставляют большую свободу действий епископам. В то же время, пока остается нерешенным вопрос, существует ли для священников, оставивших свое служение по причине нарушения обязательства целибата, возможность каким-то образом сохранить свою священническую идентичность и в той или иной форме использовать во благо Церкви полученные от Бога дары и призвание, которые, по слову Апостола, «непреложны» (Рим 11, 29) и не могут быть изглажены ни неверностью обещаниям, данным при рукоположении, ни наказанием в виде редуцирования канонического статуса. Эта проблема ожидает своего решения, и только тогда, когда оно будет найдено, можно будет говорить о действительном, а не чисто процедурном, исцелении ситуации.
Точка зрения редакции не обязательно совпадает с точкой зрения авторов.
При полном или частичном воспроизведении материалов сайта гиперссылка на SKGNEWS.COM обязательна.
В отличие от официальных католических СМИ, наш сайт не получает никакого финансирования. Если вы считаете наши материалы полезными, вы можете поддержать этот проект:
«В то же время, пока остается нерешенным вопрос, существует ли для священников, оставивших свое служение по причине нарушения обязательства целибата, возможность каким-то образом сохранить свою священническую идентичность и в той или иной форме использовать во благо Церкви полученные от Бога дары и призвание, которые, по слову Апостола, «непреложны» (Рим 11, 29) и не могут быть изглажены ни неверностью обещаниям, данным при рукоположении, ни наказанием в виде редуцирования канонического статуса.»
А какие возможности решения этого вопроса видите Вы? Я просто пыталась представить, и Ваше мнение мне интересно.
Ну спектр возможных решений достаточно широк — начиная от отмены обязательного целибата (Баба Яга против! 🙂 ) и заканчивая предоставлением возможности ограниченного осуществления potestas ordinis, включая, разумеется, совершение Евхаристии, являющейся средоточием жизни священника, и использования знаний и опыта таких священнослужителей на благо Церкви.