Вот и закончился долгожданный визит Бенедикта XVI в Великобританию, с которым было связано так много тревог и надежд. Подробные обзоры этого события можно найти на сайте
Бенедикт XVI вылетел из римского аэропорта Чампино в Шотландию утром 16 сентября. В Эдинбурге Папа был встречен супругом королевы принцем-консортом Филиппом (это первый случай в истории, когда член королевской семьи лично приехал на аэродром, чтобы встретить главу иностранного государства), посетил Холирудский дворец, где с явным удовольствием побеседовал с Елизаветой II, а вечером отслужил Мессу в Глазго, после которой специально для него спела шотландская звезда Сюзан Бойл.
По стопам святого Томаса Мора
Одним из самых ярких событий визита стало посещение Папой Вестминстерского дворца, где он произнес речь перед британским парламентом. Впервые голос Римского епископа звучал под сводами Вестминстерского зала – того самого зала, в котором 1 июля 1535 года именно за верность Римскому епископу был приговорен к смертной казни св. Томас Мор. Спустя почти 500 лет Папа был принят в Парламенте с наивысшими почестями, благосклонно выслушал прочувствованные речи спикера Палаты общин консерватора Джона Беркоу и лорда-спикера баронессы Хелен Хэйман и сам выступил с речью, в которой основное внимание уделил значению религии для современного общества и не забыл упомянуть Томаса Мора и проблему выбора, перед которым тот оказался.
Помимо депутатов обеих палат, на встрече присутствовали члены дипломатического корпуса, деятели науки и культуры, видные политики. В завершение визита Папа лично поприветствовал сидящих в первом ряду бывших премьер-министров – Гордона Брауна, обратившегося в католичество Тони Блэра с супругой, сэра Джона Мэйджора с супругой и баронессу Маргарет Тэтчер, а также министра иностранных дел Великобритании Уильяма Хейга и лидера либеральных демократов вице-премьера Ника Клегга.
Хватит слушать папский гон – надевай смелей гандон!
Те, кто следил за подготовкой визита, были наслышаны о том, что в Британии готовятся беспрецедентные акции протеста против Папы. Несколько дней назад в СМИ появилось открытое письмо «50 видных деятелей науки и культуры», недовольных тем, что визиту был придан статус государственного. Действительно широко известных за пределами королевства людей среди подписантов было, пожалуй, только трое — актер Стивен Фрай, писатель Терри Пратчет и ученый Ричард Доукинс (Докинз), который (вместе с другим атеистом-фанатиком Кристофером Хитченсом) особо прославился тем, что предложил арестовать Понтифика во время его перемещений по Соединенному Королевству. Поэтому, помимо официальной программы, у многих вызывало интерес и то, что же такого подготовит возмущенная общественность, представленная движением «Protest the Pope».
Надо сказать, что по сравнению с предыдущими визитами, акции получились, и в самом деле, более масштабными; однако, как это было и раньше, степень успешности визита оказалась прямо пропорциональна усилиям его дискредитировать, а сами проявления протеста оказались столь же безвкусны и нелепы. Протестующих было около 10 тысяч человек, что совсем немало, особенно принимая во внимание, что если мотивацию католиков, съезжающихся на папскую Мессу с разных концов Великобритании и из других стран, понять можно, то гораздо более туманной представляется мотивация взрослых на вид людей, выходящих на улицы, чтобы отстоять свое право на презервативы, которыми им, по большому счету, никто пользоваться не мешает (только не говорите, что они отказывают себе в этой маленькой радости из благоговения перед Папой или страха перед ужасной небесной карой). Впрочем, как справедливо
Из всех требований, выдвигаемых недовольными папской тиранией, наиболее знакомым и существенным оказался лозунг, начертанный на пустой коробке из-под пиццы неким пареньком по имени Тоби Гайз: “DROP THE FILIOQUE!” («Отказаться от филиокве!»). Надо полагать, этот призыв согрел бы душу Патриарху Кириллу, пару дней назад
Впрочем, латынь попадалась в эти дни и на других плакатиках, например, “ROMANI ITE DOMUM” («Римляне, идите домой»). Правда, неясно, задавались ли демонстранты вопросом, что будет с Британией, если домой пойдут не только римляне, но также и алжирцы, пакистанцы, поляки и прочие иммигранты. Ходоки на митинги, безусловно, останутся, а вот работать, похоже, станет некому.
Остальные лозунги, увы, не блистали ни оригинальностью, ни слогом, не говоря уже об интеллектуальном уровне (не)предполагаемого диалога.
Впрочем, тема презервативов, вне всякого сомнения, превалировала, отражая душевные чаяния основной массы несогласных, главным девизом которых стало: «The Pope is wrong — put a condom on!».
Ньюмен, Толкиен, Ратцингер
Кульминацией визита Папы стала беатификация кардинала Джона Генри Ньюмена. Месса, собравшая около 65 тысяч человек, проходила в Кофтон-парке в Бирмингеме, в котором любил гулять в детстве Дж. Р.Р. Толкиен, бывший, к тому же,
Очевидно, чтобы ублажить ревнителей (-льниц) женских ординаций (которые также отметились в этот визит, заказав свою рекламную кампанию на лондонских автобусах), на Мессу был выставлен ударный комплект симпатичных министранток: миссал, митра, пасторал.
Вечером того же дня, предварительно встретившись с британскими епископами, Папа вылетел из Бирмингема в Рим, выслушав на прощание в аэропорту трогательную речь премьер-министра Дэвида Кэмерона, сказавшего слова, которые, несомненно, войдут в историю как лаконичное резюме этого исторического визита: «Вы обращались к шести миллионам католиков, но Вас слушали более 60 миллионов граждан и еще много миллионов по всему миру. Вы побудили всю страну сесть и задуматься».
Интересно, а где можно найти список всех подписавшихся?
Кстати, только что с удивлением узнал, что Тони Блэр после отставки в 2007 году перешел в католицизм.
Список нашелся. Он — вот здесь: churchmousepublishing.blo... -their-anti.html
Там есть еще пара людей, которых я знаю:
Филип Пуллман — писатель, автор трилогии «Темные начала»
Кен Фоллетт — автор детективных и исторических романов
Письмо было опубликовано в Guardian, вот тут есть его текст.
Блэр готовился перейти в католичество задолго до отставки, но решил не делать этого, пока занимал должность премьера, чтобы избежать ненужной шумихи. Хотя формально, кажется, католикам в Великобритании пост премьера занимать не запрещено, в отличие от королевского трона.
Собственно, у него жена и все дети католики, так что в результате перехода получилась моноконфессиональная семья. Правда, католик он довольно своеобразный, весьма либеральный, и по многим вопросам его взгляды далеки от учения Церкви. Но Папу уважает 🙂