24 старца

Как и полагается, публикация имен новых кардиналов породила массу замечаний и аналитических комментариев, которые сегодня во множестве разбросаны по интернету. Если кратко суммировать наблюдения наиболее известных ватиканистов, можно отметить следующие характерные черты грядущей ноябрьской консистории:

1) Консистория будет суперитальянской, чего не случалось уже достаточно давно. 10 из 24 новых пурпуроносцев — это итальянцы, из них 8 — с правом голоса на конклаве. После консистории в Священной Коллегии станет 25 итальянских кардиналов-выборщиков (из 121 на тот момент), что представляет собой весьма мощное лобби. Впрочем, это не гарантирует того, что следующий Папа, наконец, будет итальянцем, как некоторые поспешили заявить. Андреа Торниелли, к примеру, считает такие мнения не вполне обоснованными, во-первых, потому, что даже если бы конклав состоялся в самое ближайшее время (quod Deus avertat!), вовсе не факт, что итальянские кардиналы составляют монолитный блок, который в своем выборе будет отдавать приоритет вопросу национальности, а не каким-то другим соображениям. Ну а во-вторых — потому что мы надеемся, что Господь даст Бенедикту XVI еще много счастливых лет правления, за которые состоится немало консисторий, и расклад сил в Коллегии еще может сильно измениться.

2) Консистория будет суперкуриальной — опять же, 10 из 20 новых выборщиков занимают различные посты в Римской курии. Практически все из них получают красную шапку ex officio, за исключением, пожалуй, архиепископа Паоло Сарди — пропатрона Мальтийского ордена и вице-камерленго Святой Римской Церкви. Анура Гуруге отмечает, что вице-камерленго — это принципиально не кардинальская должность, поскольку в период Sede vacante в его функции входит именно внешний контроль за организацией конклава, в котором он сам, не будучи кардиналом, не принимает участия; в то время как камерленго (которым в настоящее время является Государственный секретарь кардинал Тарчизио Бертоне) выполняет все основные церемониальные обязанности в ходе подготовки конклава (на самом конклаве основные функции принадлежат декану Коллегии кардиналов; в настоящее время им является бывший Государственный секретарь кардинал Анджело Содано, который, однако, в силу своего возраста уже не обладает правом голоса на выборах Понтифика — так же, как и нынешний вице-декан, кардинал Роже Эчегарай).

Необычайно быстро получил кардинальское достоинство председатель Папского совета Cor Unum архиепископ Робер Сара — он был назначен на эту должность лишь две недели назад; тогда как его предшественник на этом посту, кардинал Пауль Кордес ждал своей шапочки после назначения целых 12 лет, из чего можно заключить, что по умолчанию должность главы этого Совета кардинальской не является. Возможно, свою роль здесь сыграл цвет кожи будущего кардинала — известно, что Бенедикт XVI весьма неравнодушен к Африке.

А вот архиепископ Рино Физикелла, новоназначенный глава другого Папского совета — по содействию новой евангелизации, созданного буквально несколько дней назад, — 20 ноября не сможет преклонить колени перед Папой, чтобы получить новый головной убор. Возможно, что ему еще предстоит доказать эффективность руководимого им ведомства, а возможно — просто лимит итальянцев на этот раз уже был исчерпан, и он оказался в очереди не в числе первых.

3) Пристрастие Папы к Африке не ограничилось одним лишь Сарой — титула кардинала удостоятся целых 4 представителя черного континента. Правда, один из них вполне белый — коптский Патриарх Антоний Нагиб из Египта. Разумеется, Африка, где Католическая Церковь в настоящее время переживает наиболее динамичное развитие, вполне заслуживает такого внимания со стороны Святого Отца.

4) А вот из Азии на этот раз лишь один кардинал, но зато это архиепископ Коломбо (Шри-Ланка) Альберт Малькольм Ранжит Патабендиге Дон — бывший секретарь Конгрегации Богослужения и Дисциплины Таинств, человек, весьма близкий Папе и известный сторонник дореформенной литургии. На этой же консистории станет кардиналом и другой ревнитель Vetus Ordo — архиепископ Рэймонд Лео Бёрк, префект Апостольской Сигнатуры. Таким образом Папа понемногу продолжает укреплять позиции традиционного крыла (и, соответственно, незаметно ослаблять реформаторов; как ехидно заметил Fr. Z в своем блоге — бывший обер-церемониймейстер Пьеро Марини никогда не станет кардиналом).

5) Все наблюдатели отмечают, что на этой консистории как никогда ранее проявился неписаный «закон эмеритов», ригористично соблюдаемый Папой Ратцингером. Согласно этому принципу, архиепископ, даже занимающий кафедру, традиционно являющуюся кардинальской, не может получить пурпур, пока его предшественник на этой кафедре — архиепископ-эмерит — не достигнет восьмидесятилетнего возраста и потеряет право на участие в конклаве. Именно этот закон оставил на нынешней консистории не у дел архиепископа Нью-Йорка Тимоти Долана (его предшественнику кардиналу Эдварду Эгану — 78 лет), архиепископа Вестминстера Винсента Николса (кардиналу Мёрфи Кормаку О'Коннору — 78 лет), архиепископа Мехелена-Брюсселя Андре-Жозефа Леонара (кардиналу Годфриду Данеелсу 77 лет) и архиепископа Турина Чезаре Носилью (кардиналу Северино Полетто 77 лет). Сюда можно отнести также и архиепископа Толедо Браулио Родригеса Пласу и архиепископа Флоренции Джузеппе Бетори; однако их предшественники — соответственно, кардинал Антонио Каньисарес Льовера (65 лет) и кардинал Эннио Антонелли (73 года) — ушли не на пенсию, а в Римскую курию, так что, возможно, в данном случае для нынешних ординариев этих славных кафедр все-таки откроются врата в Священную Коллегию уже на следующей консистории.

6) И еще одним достаточно необычным событием стало назначение двух архиепископов-эмеритов, еще не достигших восьмидесяти лет — архиепископа Лусаки (Замбия) Медардо Мазомбве и архиепископа Кито (Эквадор) Рауля Эдуардо Вела Чирибоги. Они станут кардиналами-выборщиками (Мазомбве, правда, ненадолго, в сентябре следующего года ему стукнет 80), несмотря на то, что нынешние действующие ординарии этих диоцезов кардинальского титула не имеют. Обычно епископы на покое возводились в кардинальское достоинство уже после восьмидесяти лет, и связано это было не столько с авторитетом занимаемой ими кафедры, сколько с их личными заслугами. Например, в этот раз такой почести от Папы удостоился архиепископ Военного ординариата Испании на покое Хосе Мануэль Эстепа Льяуренс (84 года) — один из составителей Катехизиса Католической Церкви. Имена трех других «почетных» кардиналов уже назывались заранее — это бывший президент Папской академии жизни епископ Элио Сгречча, «вечный маэстро» Папской Сикстинской певческой капеллы монс. Доменико Бартолуччи (93 года) и экс-председатель Папского комитета по историческим наукам монс. Вальтер Брандмюллер (81 год). Таким образом, в Церкви появятся еще два священника-кардинала (не путать с кардиналами-священниками!), после того как один из них, о. Томаш Шпидлик, скончался в апреле этого года в возрасте 90 лет. (UPD: Не совсем так, Вальтер Брандмюллер накануне консистории получил епископскую хиротонию, в полном соответствии с motu proprio Cum gravissima Иоанна XXIII и действующим каноническим правом).

Таковы некоторые штрихи к портрету тех иерархов, которые 20 ноября получат от Бенедикта XVI красные биретты как знак их готовности usque ad sanguinis effusionem (до пролития крови) «заботиться о возрастании христианской веры, мире и покое народа Божия, свободе и распространении Святой Римской Церкви».

Ad laudem omnipotentis Dei et Apostolicae Sedis ornamentum, accipite biretum rubrum, Cardinalatus dignitatis insigne, per quod significatur usque ad sanguinis effusionem pro incremento christianae fidei, pace et quiete populi Dei, libertate et diffusione Sanctae Romanae Ecclesiae vos ipsos intrepidos exhibere debere.

Точка зрения редакции не обязательно совпадает с точкой зрения авторов.
При полном или частичном воспроизведении материалов сайта гиперссылка на SKGNEWS.COM обязательна.

В отличие от официальных католических СМИ, наш сайт не получает никакого финансирования. Если вы считаете наши материалы полезными, вы можете поддержать этот проект:

8 ответов на "24 старца"

  1. Вячеслав   23.10.2010 в 01:55

    Дорогой падре, в Коллегии Кардиналов трое священиков-кардиналов: Роберто Туччи, Альбер Вануа и Урбано Наваррете Кортес, помимо ныне назначенных.

    Ответить
  2. Вячеслав   23.10.2010 в 02:57

    Отличный комментарий! Папа Бенедикт проявил себя и дипломатом, назначив Равази, который имеет репутацию стойкого модерниста. А вот насчет Марини, все может быть иначе, лет под 80, в качестве подарка. 🙂

    Ответить
  3. Вячеслав   23.10.2010 в 04:00

    Меня радует назначение Ранжита и Бёрка. Мне не понравилось у Гуруге, статья о Ранжите, как о преемнике Бенедикта XVI. Многая лета Бенедикту XVI!!!!

    Ответить
  4. presbyter   23.10.2010 в 06:11

    Вячеслав, спасибо за Ваши замечания, уже поправил! Хорошо, когда настоящие специалисты начеку 🙂

    Гуруге вообще пишет о папстве в достаточно своеобразной манере, все-таки заметно, что он, в первую очередь, программист. Но иногда некая полезная информация у него проскакивает, за бесконечными таблицами и графиками.

    Ответить
  5. presbyter   23.10.2010 в 06:22

    С Марини, это, конечно. более пожелание Fr. Z, чем реальный прогноз 🙂 Вполне возможно, что Папа и решит все-таки ублажить его, только думаю все-таки не под 80, но после 80 😉 Но если и так, то во всяком случае, не за личные «заслуги», а лишь в память об Иоанне Павле II, к которому Ратцингер питает теплые чувства. Сам Марини шапки заслуживает не больше, чем его учитель Буньини.

    Ответить
  6. Вячеслав   23.10.2010 в 17:29

    Спасибо, дорогой отец, за оценку моих скромных познаний. Надеюсь Вы не обижаетесь, что я Вас чуть-чуть поправил? Извините, если что не так. Всегда рад Вам помочь, у Вас очень интересный блог.

    Ну литургическая реформа Буньини, это конечно еще тот компот. Некоторые считают. что Буньини был масоном. Ну это уже другая история...

    И конечно, Марини, получит шапку, скорее всего, в качестве уже почетного, хотя ему всего 68 лет.

    Ответить
  7. presbyter   23.10.2010 в 17:35

    Вячеслав, разумеется, нет, ляпы нужно поправлять 🙂

    Насколько Буньини был сознательным вредителем, наверное, до конца мы никогда не узнаем; но то, что на его квашне выросла махровая плесень — это можно наблюдать повсеместно.

    Ответить
  8. Вячеслав   23.10.2010 в 18:39

    Мне очень нравится красота Тридентской Мессы. У меня друзья католики-традиционалисты, очень хорошие ребята. Я был тут на Тридентской Мессе, и чувствовал себя, как на нашей Литургии Иоанна Златоуста. Очень благочестиво, торжественно, благоговейно, замечательно и сакрально. Как жаль, что остались только крупицы это великого латинского Сокровища.

    Ответить

Оставить комментарий

Ваш email не будет опубликован.