Недавняя внезапная отставка архиепископа Карагандинского Яна Павла Ленги и перевод в Астану вспомогательного епископа Караганды Атанасиуса Шнайдера породили множество вопросов относительно таких неожиданных перестановок в католической иерархии Казахстана, тем более, что кадровые решения такого рода – отставка ординария без видимых причин в возрасте 60 лет и перевод вспомогательного епископа из одного диоцеза в другой вспомогательным же – вообще являются чем-то экстраординарным, а два экстраординарных события в один день и в одном диоцезе едва ли могут быть случайностью. Но, пожалуй, еще более настораживает тот факт, что оба епископа были отстранены от управления диоцезом буквально накануне освящения нового кафедрального собора в Караганде, строительство которого они оба активно курировали в течение многих лет. Неудивительно, что именно со строительством этого храма многие и связали загадочное решение Ватикана (а едва ли можно предположить, что прошение об отставке по § 2 401 канона архиепископ Ленга подал без настоятельной рекомендации Святого Престола), ведь согласно известной поговорке, когда не знаешь в чем дело – значит, дело в деньгах. А стройка подобного масштаба – это всегда большие деньги, которые могут либо возникнуть не из совсем правильного источника, либо попасть не совсем туда, куда предназначались.
История этого строительства весьма запутанная и восходит к 90-м годам прошлого века. Точнее, еще в 1989 году австрийская «провидица» Агнес Риттер узрела своим внутренним оком Божью Матерь, которая поручила ей воздвигнуть в Горном Алтае «Церковь Всех Народов». В этих видениях Богородица многократно повторяла, что желает именно в этих отдаленных местах привлечь всех людей к Себе, чтобы одарить все народы своей благодатью, единством, миром и любовью. Все люди должны прийти к Ней и откликнуться на Ее призыв, в том числе люди различных вероисповеданий. Вот что созерцала Агнес Риттер в своем видении:
Просторные земли на фоне горного массива. На холме стоит здание белого цвета. Изображение приближается, и я теперь на берегу реки. Я вижу длинное здание с высокими окнами. Прямо передо мной появляются две башни. Я думаю, это церковь. Но что это такое причудливое возникло слева от церкви? Это выглядит как гигантская раковина. Затем изображение постепенно исчезло из моего взгляда.
Это было первое видение, в котором Божья Матерь показала мне в образах место со зданием, в котором я узнала церковь. Это было начало порученного мне задания. Это не означает, что я сама должна сделать всё. Я должна лишь указывать путь, чтобы исполнилось желание Божией Матери.
В видении я узрела Божию Матерь, и Она сказала мне: «И придет много людей, особенно молодежи, а также многие бедные люди соберутся из этой страны. Со всего мира придут люди. Это будет Церковь Всех Народов … » Тогда Божия Матерь оставила меня, и образ исчез.
В этом видении Божия Матерь показала мне все внутренние помещения запланированной церкви. Она показала мне пространство церкви как истинное место прибежища и молитвы. Каждый должен в этом месте прийти к Ней, как со своими тревогами, скорбями и молениями, так и со своими радостями и благодарностью. Всех Она желает собрать в этом месте и одарить Своей материнской любовью, без различия в их происхождении».
Богородица хотела, чтобы эта церковь была построена не в городе, но была вписана в красоту нетронутой природы, дабы люди могли свободнее возблагодарить Создателя этой Земли за радость жизни. В 1996 году ясновидящая во второй раз прибыла в Россию, чтобы подыскать конкретное место для строительства. В августе вместе с группой паломников она приняла участие в Мессе, которая была отслужена на скале, на которой она в видении стояла с Богородицей:
«Вдруг я услышала сильный шум. Что это было? Я была почти бездыханна. Холм начал колебаться влево и вправо. Движения были от 30 до 40 см. Я взяла моего спутника за руку, и тут я увидела такой образ:
«Бог Отец спускается. Он держит крест с Иисусом.
Слева стоит Божия Матерь, Она сложила руки на груди.
Справа стоит Иоанн, смиренно склонив голову.
Над этим образом витает Святой Дух в виде голубя.
Небо отверсто и наполнено множеством ангелов».Холм вновь пришел в спокойствие. Когда я в своих мыслях еще пребывала в этом великом видении, я увидела перед собой Богородицу в голубом одеянии, и Она сказала мне:
«Ты просила у Меня знамения, и Я вознесла твою просьбу к Моему Сыну. Этим образом Пресвятая Троица свидетельствует важность и неотложность всех моих пожеланий.
В момент землетрясения и сошествия Бога, Он овладел этим холмом и всей страной. Исполни Мою просьбу. Пусть благодати, которые изливаются на эту страну, не останутся неиспользованными. Иначе Я не смогу вам помочь. Поэтому Я желаю собрать всех в „Церковь Всех Народов“. Все должны помогать – те, кто был одарен, евреи, христиане и все, кто молится Мне и любит Меня. Все люди, которые любят Меня, прибегают ко Мне, обретут в этом месте мира и покоя духовное преображение.
Они вернутся на родину, будут жить в согласии с Моим посланием и станут провозглашать его.
Послание любви, послание мира, послание о том, что у вас есть Матерь на небесах, и вы все Ее дети.
Пожалуйста, стойте вместе, а не друг против друга. Построй мне это святое место, и я буду Матерью для всех!»
Божия Матерь сказала Агнес, что теперь она должна с большим самопожертвованием и любовью издать книжку и начать собирать деньги, чтобы построить церковь.
Агнес Риттер вняла своим видениям, опубликовала брошюру, фрагменты из которой были приведены выше, и в достаточно короткие сроки сумела собрать весьма значительные средства, которых должно было хватить на то, чтобы начать строительство «Церкви всех народов». Однако, поскольку, несмотря на универсалистский характер богородичного послания, церковь планировалась всё же католическая, да и жертвователи были по большей части католиками, Риттер обратилась к епископу того места, где должен был быть возведен храм, то есть к Иосифу Верту, в ту пору – апостольскому администратору для католиков латинского обряда азиатской части России. Верт, как достаточно трезвомыслящий и осмотрительный немец, не слишком впечатлился рассказами Риттер о величественных видениях и настойчивых призывах Богородицы, но сама идея строительства нового храма, под которое уже были собраны сотни тысяч, если не миллионы евро, ему, безусловно, понравилась. Проблема была только в месте, где этот храм будет располагаться. Риттер была непреклонна – «Церковь Всех Народов» (название, кстати, епископа тоже не слишком вдохновляло) непременно должна быть воздвигнута в какой-то алтайской глуши, в которой отродясь не водилось не то что католиков, но даже аборигены-язычники ходили туда разве что на охоту да по грибы-ягоды. Кроме того, строительство 40-метрового храма в таких дебрях стоило бы каких-то немыслимых денег. Как рачительный домоправитель и заботливый пастырь Верт, разумеется, не мог благословить такое неблагоразумное расходование средств, и на этой почве у них с Риттер возникли серьезные разногласия.
В конце концов, австрийская провидица решила действовать самостоятельно, посчитав, что Божия Матерь сама всё устроит, да и когда великолепный храм будет готов, едва ли Верт откажется его принять. Договорившись с местными властями, она проложила в лесные дебри прекрасную асфальтированную дорогу, и вроде как даже приступила к строительству, но дальше этого дело не пошло. То ли властям потребовалось какое-то официальное обоснование строительства непонятного культового объекта и подтверждение его связи с зарегистрированной религиозной организацией, то ли сама Риттер разочаровалась в этом предприятии, не встретив благосклонного отношения иерархии, однако на какое-то время реализация проекта застопорилась. Верт при упоминании Риттер обычно высказывал возмущение и даже подумывал, не заявить ли претензию на собранные ею средства, поскольку жертвователи все-таки давали деньги на строительство католического храма в его епархии; хотя вряд ли это было всерьез. Впрочем, справки насчет визионерки и ее активности он наводил и во время своих европейских вояжей делился с коллегами-епископами своими опасениями и недовольством. Это принесло свои плоды, и уже в августе 2002 года в официальном церковном бюллетене диоцеза Роттенбург-Штутгарт было
Епископский ординариат диоцеза Фельдкирх сообщает, что в течение нескольких лет общество под названием “Строительство Церкви Всех Народов на Алтае” распространяет брошюру, озаглавленную “Агнес Риттер: Церковь Всех Народов”.
Описанные в этой книге «видения» г-жи Агнес Риттер – в отличие от того, как это там представляется – никогда не были признаны епископом Фельдкирха, более того, брошюра была опубликована без церковного одобрения.
Местный Ординарий, ответственный за Алтай, не выдавал разрешения на строительство церкви и сбор средств для этой цели. Таким образом, в данном случае речь не идет о сборе средств от имени Церкви.
Настоящим мы предупреждаем относительно данного общества и его деятельности.
Подобная же информация была опубликована и позднее, в 2005 году, на швейцарском католическом портале
Подозрительное общество по строительству церкви Всех Народов
Общество по строительству Церкви Всех Народов из Алтая в Сибири проводило в различных швейцарских городах под руководством Агнес Риттер из Викторсберга (Форарльберг) собрания и мероприятия. Клаус Кюнг, епископ диоцеза Фельдкирх, дистанцировался от этого общества, сообщается в вышедшем во вторник заявлении отдела новых религиозных движений при Швейцарской конференции епископов.
Вот текст самого
В различных швейцарских городах «Общество по строительству Церкви Всех Народов» в Алтае/Сибирь проводило под руководством Агнес Риттер из Викторсберга/Форарльберг собрания и мероприятия. Епископ диоцеза Фельдкирх д-р Клаус Кюнг в епархиальном бюллетене за январь/февраль 2005 года открыто дистанцировался от этого общества. «Слова Божьей Матери» г-жи Риттер не были признаны Церковью как откровения или явления. Церковного разрешения на сбор средств, предписываемого кан. 1265, также не предоставлялось. Во избежание возможного смешения между данным обществом и Католической Церковью, в распоряжение этого общества для осуществления им своих целей не должны предоставляться церковные помещения (приходские дома, приходские залы или церкви). Кроме того, диоцез Фельдкирх отмечает, что не поддерживает цели данного общества, но имеет против него предубеждение.
Кстати, в будущем все выпуски информационных бюллетеней общества будет сопровождать следующая приписка:
После того, как Папой Павлом VI был одобрен и опубликован в A.A.S. 58/16 от 29.12.1966 Декрет Конгрегации вероучения от 15.11.1966, тексты о явлениях или откровениях дозволяется публиковать без Imprimatur, т.е. без церковного разрешения на печать. Редакция поясняет, что публикация этих откровений не имеет цели предвосхитить церковное суждение.
Декрет, на который ссылается редакция, содержит ответ Конгрегации на вопрос о том, остаются ли в силе каноны 1399 и 2318 Кодекса канонического права 1917 года, которыми в силу самого права запрещалось издание книг, содержащих описание явлений, откровений, пророчеств и чудес и накладывались наказания за нарушение этого запрета. Согласно ответу Конгрегации, данные каноны более не действуют в том, что касается церковного закона, с сохранением действия морального закона, запрещающего подвергать опасности веру и добрые нравы. Вероятно, такой ссылкой издатели бюллетеней желали оградить себя от приводившихся выше упреков в отсутствии церковного одобрения на публикацию видений Агнес Риттер.
Впрочем, к 2005 году ситуация с храмом Всех Народов кардинальным образом переменилась. «Страна Казахстан, особенно Карагандинский диоцез, оказалась более гостеприимной, чем соседний Алтай» – сообщалось в информационном письме Общества в середине 2005 года. По-видимому, в Казахстане стали более реалистичными и намерения самой фрау Риттер, отказавшейся от мысли строить огромный храм на лоне девственной природы, тем более, что казахская степь выглядела значительно менее привлекательно, чем алтайские горы. Так или иначе, но в Караганде ее инициативы пали на благодатную почву, и 3 сентября 2004 года на строительной площадке впервые заработала техника. Землю под строительство собора и епископской резиденции общей площадью 1,5 гектара власти города выделили в частную собственность Карагандинскому диоцезу в Юго-Восточной части Караганды. Кроме того, рядом с собором Церкви был выделен еще один участок, площадью 1,16 га, для строительства зданий благотворительной организации Каритас и Дома милосердия для пожилых людей и детей.
Ранее, 19 мая 2003 года кардинал Анджело Содано, тогда еще Государственный секретарь, во время своего визита в Казахстан освятил краеугольный камень будущего кафедрального собора, который предполагалось освятить в честь Пресвятой Девы Марии Фатимской.
«В любом случае, можно сказать, что всё пошло на лад, и что присутствие Святого Духа ощутимо. Агнес Риттер наконец вознаграждена за все свои труды, которые она брала на себя в течение этих десяти лет, когда она боролась за строительство этой церкви. Больше нет сомнений в том, что освящение церкви «Пресвятой Богородицы Фатимской – Матери всех народов» действительно сможет состояться в установленный архиепископом Яном Павлом Ленгой срок (15 августа 2007 года). Рядом с кафедральным собором будет построена резиденция епископа, а также несколько зданий для священников и прибывающих паломников. Следует напомнить, что здание будет служить как место паломничества и кафедральный собор, то есть в целом это будет весьма эффективный архитектурный комплекс.
Итак, есть все основания радоваться и благодарить небеса за выход из этого тупика и действенную помощь Божественного Провидения. Мы не сомневаемся в обетовании, данном Девой Марией Агнес Риттер (напоминающем об обещании, произнесенном в Фатиме): «Если эта церковь будет построена, Я обращу Россию». Таким образом, очень многое поставлено на карту. То, что воздвигается там – это не просто какое-то здание, это Церковь всех народов, Церковь примирения народов между собой и с Богом».
Итак, послания 2005 года полны радости и оптимизма: тупик (под которым, вероятно, подразумевается епископ Верт) преодолен и Божественное Провидение (в лице архиепископа Ленги и его генвикария Шнайдера) восторжествовало. В названии будущего храма заметен своего рода компромисс – это церковь и Пресвятой Богородицы Фатимской, и Матери всех народов. Помимо самого храма, новые просторные помещения обещаны также самому епископу и священникам.
У проекта появляется собственный сайт:
В ближайшие месяцы мы нуждаемся в значительной финансовой поддержке, в противном случае строительство не сможет существенно продвинуться вперед, а вскоре оно будет прервано наступлением зимы (в октябре).
Общую сумму необходимых финансовых вливаний на ближайшее время монс. Шнайдер оценивал в 800 000 – 900 000 евро. По всей видимости, необходимые средства были получены, равно как и последующие призывы к щедрым пожертвованиям, повторявшиеся в каждом выпуске бюллетеня, не остались неуслышанными, поскольку строительство было продолжено, и хотя его завершение отодвинулось на несколько лет по сравнению с первоначальными планами, всё же к настоящему моменту оно практически завершено и в середине 2011 года ожидается освящение собора.
В декабре 2010 года в Караганде побывал Государственный секретарь кардинал Тарчизио Бертоне, и в ходе своего визита он посетил также и строящийся кафедральный собор в сопровождении Апостольского нунция в Казахстане архиепископа Мигуэля Маури Буэндиа, митрополита архиепархии Святой Марии в Астане архиепископа Томаша Пэты, архиепископа Яна Павла Ленги и епископа Атанасиуса Шнайдера. Областная газета «Индустриальная Караганда» сообщила о позитивном отзыве, данном кардиналом по поводу этой стройки:
Строящийся кафедральный собор Девы Марии Фатимской представитель Святого престола назвал важным знаком для всей Средней Азии.
— Присутствие Божьих храмов, вознесенных на этой земле, придает нам уверенность в том, что Господь благословляет всю землю Казахстана, — сказал кардинал.
Тарчизио Бертоне также сообщил, что вскоре у него состоится часовая аудиенция у Папы Римского, во время которой он намерен рассказать Святому Отцу о своих встречах на казахстанской земле и передать приглашение на освящение собора.
Кажется странным, что строительство, старт которому дал один Госсекретарь Ватикана – кардинал Анджело Содано, а перед его завершением похвалил другой Госсекретарь – кардинал Тарчизио Бертоне, могло послужить поводом для смещения курировавших его епископов. Однако очевидно, что своим присутствием куриальные иерархи одобрили сам факт строительства нового храма, а не источники его финансирования и то, каким образом распределялись эти финансы. Впрочем, как обычно бывает в таких случаях, Народ Божий не был удостоен разъяснений по поводу спешного устранения своих архипастырей, поэтому ему остается лишь теряться в догадках и строить предположения, которые могут оказаться далеки от истины.
В конечном же итоге, несмотря на то, что финал многолетней миссии Агнес Риттер оказался вновь омрачен непредвиденными обстоятельствами, надо признать, что в сухом остатке Католическая Церковь в Караганде имеет великолепный неоготический храм со звонницей из шестнадцати малых и четырех больших колоколов, построенный из дагестанского мелкозернистого известняка-ракушечника, с тремя прекрасными деревянными алтарями итальянской работы, австрийским органом и просторной криптой, в которой предполагается хоронить епископов. Построенное по проекту карагандинского архитектора Владимира Сергеева, это сооружение может по праву называться католическим храмом, в отличие от большинства архитектурных экскрепериментов, выросших под тем же названием на российских просторах. Каково бы ни было происхождение видений Агнес Риттер, Бог может обратить во благо любые человеческие идеи и действия; можно надеяться, что собор Пресвятой Богородицы Фатимской в Караганде и будет таким благом, несмотря на все неурядицы, связанные с его воздвижением.
Vonderful!
Magnifico! Просто божественно! Я поначалу подумал, что это фото какого-нибудь германского готического Собора. А Алтарь какой! Жаль, что у нас так не строят.
мощное расследование, респект!
Боже мой, какой изумительный кафедральный собор, а не какая-то, прости Господи, гадость как в России строится. Ну почему братья-католики в России не могут построить такую красоту?
Ну так, кто девушку ужинает, тот ее и танцует. А со вкусом как у спонсоров, так и у «заказчиков строительства» у нас, к сожалению, проблемы. В лучшем случае — это пофигизм, в худшем — хочется, чтобы посовременнее было. Это ведь не российская проблема, просто нашим хочется, чтобы было как в Европах, а там порой такую хренотень строят, что без слез не взглянешь.
Хренотень, падре, это мягко сказано. Я не могу смотреть без слез на новый кафедральный собор Рио-да-Жанейро. Падре, ну почему, если что-то новое так хреновня какая-то. Какие изумительные соборы готические, ну почему какую-то крякозябру надо отгрохать. Неужели все поголовно потеряли эстетический вкус?
очень красивое здание...действительно произведение искусства! Говорю как очевидец! (очень приятно видеть на таком уважаемом сайте фотографии,в съемках которых участвовала лично...(три маленькие- внешний вид) автор-моя сестренка!)
О, это замечательно 🙂 Надеюсь, она не будет возражать, что я разместил у себя ее работы?
А взять эти фото вы могли только из блогов моего мужа Павла Платнера, ведь это он с разрешения Ирины делал посты об этом великолепном храме. Надеемся что в июне увидим его воочию. ))))))))))
Да, если точно, то отсюда:http://planeta.rambler.ru/users/platnerpaul/130446754.html . Большое спасибо вам всем за эти фотографии — как видно из комментариев здесь и в ЖЖ, для многих было открытием, что в Казахстане есть такая красота.
Помню я эту экуменистку Риттер. К чести жителей Горного Алтай, они не позарились на деньги европейцев и не дали поганить свою землю храмом чуждого для нас католицизма. Движение общественности против храма всех народов в конце 90-х, начале 2000-х приобрело на Алтае значительный размах. Впервые я видел единодушие между православными, шаманистами и ак-дяновцами. Казахстан, конечно более толерантен в этом отношении, там позарились на евро.
«Впервые я видел единодушие между православными, шаманистами и ак-дяновцами.»
Очень трогательно 🙂