Австралийский ординариат под угрозой?

Создание особых структур – Ординариатов – для англикан, воссоединяющихся с Католической Церковью, с самого начала предполагало невиданную «каноническую щедрость» со стороны Рима, продекларированную уже в Апостольской конституции “Anglicanorum coetibus” Папы Бенедикта XVI. В самом деле, помимо естественного процесса «возвращения в лоно» Матери Церкви энного количества тысяч мирян, учреждение Ординариатов предполагало также инкорпорацию сотен англиканских священников и епископов, которые, хотя и не принимаются «в сущем сане» (в соответствии с положением буллы Льва XIII “Apostolicae curae”, гласящим, что «рукоположения, совершенные по англиканскому обряду, были и есть совершенно недействительны и лишены всякой силы»), тем не менее, могут получить католическое рукоположение, причем без обязательной формации, прохождение которой откладывается на будущее. Поскольку же подавляющая часть англиканского духовенства состоит в браке, Святой Престол преизобильно одаривает присоединяющихся к латинскому клиру бывших англиканских священников диспенсациями от нормы канонов 277 и 1037, согласно которым латинские клирики «обязаны хранить совершенное и постоянное воздержание ради Царства Небесного и потому должны блюсти безбрачие» и перед рукоположением должны публично принимать обязательство хранить безбрачие. В результате такой щедрости, Латинская Церковь уже в ближайшие месяцы обогатится несколькими десятками женатых священников; что, впрочем, если и не имеет прецедентов в том, что касается масштабности события, само по себе не является чем-то новым и неожиданным, поскольку практика рукоположения женатых мужчин, исполнявших пастырские обязанности в некатолических деноминациях и присоединяющихся к Католической Церкви, существует уже давно.

Более сложным казусом является то, что некоторые из присоединяющихся уже давно являются католиками, однако в силу тех или иных причин совершили акт схизмы, оставив Католическую Церковь. На данный момент на виду находятся две такие фигуры: это бывший англиканский епископ Фулхемский Джон Бродхерст и Примас Традиционного англиканского сообщества архиепископ Джон Хепворт.

Первый из них, Джон Бродхерст, был крещен в детстве в Католической Церкви, однако, по всей видимости, не получил религиозного воспитания и самостоятельно пришел к вере уже в контексте Англиканской церкви, где и был впоследствии рукоположен сначала в священника, а затем и в епископа. Таким образом, в его случае о схизме можно говорить исключительно в формальном значении, т.е не подразумевая радикального и сознательного отступничества от Католической Церкви. Вероятно, этот факт и повлиял на то, что с его кандидатурой у Рима не возникло никаких проблем, и Джон Бродхерст в числе первых англиканских епископов получил католическое рукоположение в диаконы (13 января этого года), а затем в священники (15 января). Я даже не уверен, что он предварительно получал формальное снятие отлучения от Церкви, под которым он находился в силу канона 1364.

О. Джон Хепворт, примас Традиционного англиканского сообществаГораздо более сложным является случай с Джоном Хепвортом, и именно он оказался в центре внимания СМИ, поскольку может затормозить создание Австралийского ординариата, главой которого Хепворт, по всей видимости, намеревался стать. Дело в том, что Джон Хепворт не только был крещен в Католической Церкви, но и является католическим священником, будучи рукоположен в 1968 году для римско-католического диоцеза Аделаиды (Южная Австралия). В 1976 году, после восьми лет священства, Хепворт оставил Католическую Церковь и перешел в Англиканскую церковь Австралии, где служил некоторое время в городах Колак и Севастополь (Южный Балларат) в штате Виктория. В 1992 году о. Джон Хепворт вступил в Англо-католическую церковь Австралии, являющуюся региональным подразделением Традиционного англиканского сообщества – международного сообщества церквей, придерживающихся англиканской традиции, образованного в 1991 году и не зависящего от Англиканского сообщества, возглавляемого архиепископом Кентерберийским. В 1996 году о. Хепворт был рукоположен в этой церкви в епископа, а в 2002 году был избран Примасом всего Традиционного англиканского сообщества.

Помимо всего этого, после своего ухода из Католической Церкви о. Джон Хепворт вступил в брак, развелся, снова женился и в настоящее время имеет троих детей.

Джон Хепворт изначально считался одним из основных протагонистов процесса воссоединения с Римом и, разумеется, рассматривался самими традиционными англиканами как лидер будущей структуры, инкорпорированной в Католическую Церковь. Само собой, это было известно и Ватикану, и тот факт, что теперь о сложностях с дальнейшей судьбой Хепворта стало говориться на публичном уровне, означает, что за несколько лет компромиссное решение так и не было найдено. Оно и немудрено: каноническая ситуация о. Хепворта такова, что вариантов развития событий, пожалуй, не так уж много. В самом деле, для того, чтобы принять его в Католическую Церковь в пресвитерском сане (рукоположения ему, понятное дело, не требуется), Риму пришлось бы закрыть глаза на сознательный и публичный акт схизмы, совершенный им в 1976 году, а также на два заключенных им брака, каждый из которых, разумеется, является недействительным по многим причинам, но главным образом, поскольку сам Хепворт с момента своего ухода отлучен от Церкви и не может действительным образом принимать таинства. Впрочем, нынешний его брак, недействительный в силу наличия препятствий и изъяна формы, мог бы получить конвалидацию после снятия с Хепворта отлучения и предоставления ему диспенсации от священнического целибата, однако в этом случае едва ли он смог бы впоследствии продолжить священническое служение, да еще и во главе Австралийского ординариата, со всеми привилегиями и инсигниями епископа. Сложно даже вообразить, чтобы Рим мог согласиться на подобное развитие событий, ведь это означало бы принятие в священное служение клирика, заключившего брак после рукоположения, что стало бы решением поистине революционным. Впрочем, о. Хепворт своей экстравагантной (в этимологическом смысле слова 🙂 ) карьерой уже заслужил особое отношение высшей католической иерархии: если обычный католический священник, женившийся, да еще и ударившийся в схизму и потому отлученный, как правило, рассматривается как персона cuius memoria est delenda («память о коей должна быть изглажена»), то с австралийским «архиепископом» не брезгует встречаться и на равных беседовать сам префект Конгрегации вероучения кардинал Уильям Левада. Отсюда мораль: за рядовые правонарушения тебя предают забвению, а за выдающиеся – с тобой занимаются экуменизмом.

Кардинал Левада и "архиепископ" Джон Хепворт во время встречи в Кингстоне (Онтарио)

Возможен, впрочем, вариант, что Хепворт и его супруга после воссоединения с Католической Церковью отказались бы от возобновления брачного согласия и конвалидации брака, и решились бы на раздельную жизнь, благо самому Хепворту уже почти 67 лет, однако едва ли такое решение способствовало бы моральному авторитету будущего Ординария. Тем более, что, как уже говорилось, матримониальные проблемы – далеко не единственное препятствие. Поэтому гораздо более вероятно, что Ватикан будет настаивать на том, чтобы о. Джон Хепворт вернулся в Католическую Церковь в статусе женатого мирянина, даже если, в виде исключения, и разрешит ему стать членом Ординариата (а строго говоря, согласно “Anglicanorum coetibus”, лица, ранее крещенные как католики вне Ординариата, не могут стать его членами, за исключением случаев, когда к Ординариату принадлежат члены их семьи). Другой вопрос, согласится ли на это сам Хепворт, и не станет ли это камнем преткновения для поддерживающих его членов ТАС. Если согласится – это станет великолепным примером личного смирения и жертвы ради общей идеи, которая сможет послужить для него искуплением прежних ошибок. А если нет – то будущее Австралийского ординариата представляется весьма туманным.

Кстати, в своей недавней речи (26 февраля) в одном из австралийских приходов Джон Хепворт значительное внимание уделил вопросу целибата и семейных священников в англиканской традиции, указав на то, что англиканам, ищущим единства с Католической Церковью, следует заново открыть дар священнического целибата и дар монашеской жизни. По словам Хепворта, в Англиканской церкви безбрачные священники, как правило, занимаются преподавательской деятельностью или работают на официальных должностях, тогда как приходскими священниками общины обычно избирают женатых пастырей. При этом в Англиканской церкви семинаристам обычно не разрешают жениться до рукоположения (если они еще не женаты), а от священников ожидается, что они вступят в брак в течение первых пяти лет своего служения приходскими викариями, чтобы быть уверенными, что они женятся на женщине из прихода, готовой разделить их образ жизни.

«Я размышлял, что сложнее в современном мире – жить в безбрачии или быть полностью верным семьянином. И то, и другое требует героических усилий. Мы предлагаем свою харизму – дар Святого Духа в Церкви, дар семьи, которая героически стремится быть верной и помогать священнику в его служении, и его людям. Это находится в самом сердце англиканской концепции малых приходов, где все знают друг друга и живут рядом», – сказал Джон Хепворт.

Точка зрения редакции не обязательно совпадает с точкой зрения авторов.
При полном или частичном воспроизведении материалов сайта гиперссылка на SKGNEWS.COM обязательна.

В отличие от официальных католических СМИ, наш сайт не получает никакого финансирования. Если вы считаете наши материалы полезными, вы можете поддержать этот проект:

5 ответов на "Австралийский ординариат под угрозой?"

  1. Вячеслав   12.03.2011 в 00:49

    Нда... я несколько шокирован.

    Ответить
  2. Николай   12.03.2011 в 08:35

    «Отсюда мораль: за рядовые правонарушения тебя предают забвению, а за выдающиеся – с тобой занимаются экуменизмом.»

    Великолепный афоризм 🙂 Причем мораль не только отсюда, но из всей последней тысячи лет церковной истории.

    Ответить
  3. kseribo   12.03.2011 в 11:43

    Да, дурацкая ситуация, Ватикану не позавидуешь. Вроде и старался человек, столько народу в КЦ приведет, а смого теперь кинуть придется, а с другой сороны ради одного менять тысячелетние правила тоже не станешь а то ведь за ним и другие подтянутся, скажут, мол. почему ему можно, а нам нельзя?

    Ответить
  4. Базилий   12.03.2011 в 12:26

    Как вариант — сделать святым, но сана не давать 🙂 Тоже мне Томас Беккет нашелся. Кстати, если он все понимает, то может покаяться и «показать пальцем» на приемника. Тогда авторитет и уважение сохранятся с обоих сторон.

    Ответить
  5. Ричард   12.03.2011 в 23:33

    спасибо за интересное расследование!

    Ответить

Оставить комментарий

Ваш email не будет опубликован.