Фил Лоулер опубликовал любопытную
На протяжении чуть более одного месяца Папа Бенедикт XVI дважды предпринял весьма необычный шаг: отрешение епископа от его должности. В начале апреля он отстранил епископа Жан-Клода Макайя Лоэмбу от руководства епархией Пуэнт-Нуар в Конго. На прошлой неделе он
Ватикан сообщил об этих событиях, ограничившись краткими формальными объявлениями, не прилагая никаких подробностей или объяснений действий Папы. Однако имеющиеся данные свидетельствуют о том, что епископ Лоэмба был отстранен вследствие своей общей небрежности или некомпетентности, а в случае с епископом Моррисом Святой Отец принял меры в связи с доктринальными и литургическими проблемами. Известно, что в обоих случаях епископы воспротивились рекомендациям уйти в отставку спокойно, вынудив Папу принять решительные меры.
Для тех из нас, кто стремится к восстановлению церковного порядка в Католической Церкви – в частности, стремится увидеть, что епископы несут ответственность за свое руководство и за благоуспеяние Церкви в своей епархии – эти редкие папские действия являются долгожданными. Мы рады видеть, что Святой Отец принимает меры по замене епископов, оказавшихся непригодными к своему пастырскому служению.
Но в то же время, и особенно в отсутствие разъяснений от Святого Престола, в связи с этими двумя отстранениями возникают несколько интересных вопросов:
Вопрос № 1: На каком основании Папа принял меры?
Вопреки широко распространенному мнению, Папа не является исполнительным директором транснациональной корпорации, который может увольнять и заменять своих подчиненных по своему усмотрению. Епископы не являются «менеджерами филиалов» Вселенской Церкви, они имеют свою собственную власть, которую у них нельзя отнять без надлежащей правовой процедуры, то есть без соблюдения положений Кодекса канонического права.
После отстранения епископа Лоэмбы, эксперт в области канонического права Эдвард Питерс представил краткий экскурс по каноническим последствиям отстранения епископа от должности. Только Папа может принять меры против епископа, и даже Римский Понтифик может лишить епископа полномочий только в ответ на церковные «преступления» – то есть явные нарушения конкретных положений канонического права. Такие канонические разбирательства носят конфиденциальный характер, поэтому мы не знаем точно, какие преступления вменяются в вину.
Тем не менее, мы знаем достаточно много: Папа имеет право отстранять диоцезных епископов, но только в редких обстоятельствах и при наличии ясной причины. Папа не может, и не будет, отстранять епископа от должности только потому, что он (Папа) считает, что он (епископ) не выполняет свою работу достаточно хорошо. Лишение полномочий требует более серьезных оснований.
Вопрос № 2: Если епископы Лоэмба и Моррис заслуживали увольнения, то как обстоит дело с епископом X.?
Поскольку мы не знаем точно, почему Понтифик выбрал для удаления именно этих двоих епископов, мы не можем сравнить их дела с делами другими епископов, которые могли бы быть вероятными кандидатами на удаление. Тем не менее, вполне естественно задать некоторые вопросы.
Если достаточным основанием для удаления является явная некомпетентность, то почему им не может быть недобросовестное управление? Если епископ может быть отстранен за то, что разделяет принятые в обществе мнения, противоречащие определенной церковной доктрине, то как быть с епископом, чья семинария укомплектована диссидентствующими богословами, или в чьей епархии литургические злоупотребления являются скорее правилом, нежели исключением? Разве не является явным каноническим преступлением, когда епископ отказывается принять меры для защиты прав верующих на благоговейное совершение литургии и правильное религиозное образование? А как быть с епископами, чьи должностные преступления привели к возникновению скандалов с сексуальным насилием?
На протяжении почти десяти лет лояльные католики в Америке выступали в защиту Святого Престола, указывая на то, что Папа не может удалять диоцезных епископов, за исключением самых чрезвычайных обстоятельств. Являются ли обстоятельства дел с Лоэмбой и Моррисом в самом деле более экстремальными, чем ситуация в епархиях, в которых епископы намеренно вводили в заблуждение верующих, покрывали преступников, платили за молчание и подписывали соглашения, наносящие ущерб автономии Церкви, с тем чтобы избежать судебного преследования?
Вопрос № 3: Каковы экуменические последствия?
Хотя Православные церкви осторожно сближаются с Римом, православные епископы остаются подозрительными к папской власти и ревниво оберегают свою независимость. Если Римский Понтифик начнет отстранять епископов от должности на более регулярной основе, не отпугнет ли он тем самым православных епископов, которые в противном случае могут быть склонны к воссоединению?
Или, напротив, православные епископы могут начать в большей степени симпатизировать Риму, видя восстановление ясного богословского учения и канонической дисциплины? Возможно, лучшие из лидеров Православной Церкви меньше беспокоятся по поводу исторических преступлений (реальных и воображаемых) римских церковных властей, чем по поводу тенденций к анархии в сегодняшней Римской Церкви.
Вопрос № 4: Кто следующий?
Один в начале апреля; другой в начале мая. Должны ли мы ждать еще одного сообщения из Ватикана в начале июня? Должны ли мы молиться в этом намерении? И найдется ли читатель, у которого нет своего предпочтительного кандидата?
Точка зрения редакции не обязательно совпадает с точкой зрения авторов.
При полном или частичном воспроизведении материалов сайта гиперссылка на SKGNEWS.COM обязательна.
В отличие от официальных католических СМИ, наш сайт не получает никакого финансирования. Если вы считаете наши материалы полезными, вы можете поддержать этот проект:
На мой взгляд, отвечая на последний вопрос статьи многие ответят утвердительно...в том числе и я...Но только это грустно на самом деле...как было правильно замечено епископы это не «менеджеры филиалов», а все же приемники апостолов и обладатели всей полноты священнической власти...поэтому каждое сообщение о подобных действиях Папы вызывает двоякое чувство...
Молодец понтифик! Так и надо делать. Несогласен с доктриной, до свидания.