После длившихся несколько месяцев консультаций и опросов, в минувшую субботу утром префект Конгрегации по делам епископов кардинал Марк Уэлле представил Папе имена трех кандидатов на миланскую кафедру, вместе с результатами пленарного заседания конгрегации, на котором, по имеющейся информации, наибольшее число голосов (около 20 из 30 присутствовавших на заседании членов Конгрегации) было отдано за нынешнего патриарха Венеции кардинала Анджело Сколу.
Ожидается, что смена миланского ординария произойдет уже в течение ближайших недель, поскольку нынешний архиепископ Милана кардинал Диониджи Теттаманци и так задержался на этом посту более двух лет свыше положенного срока: 14 марта ему исполнилось 77 лет. В Риме намерены принять решение до ухода курии на летние каникулы, с тем, чтобы к началу нового пастырского года в сентябре один из крупнейших и престижнейших диоцезов мира оказался уже с новым архипастырем.
Хотя процесс подбора кандидатов на миланскую кафедру проходил, в общем-то, в соответствии со стандартной процедурой, он привлек к себе повышенное внимание наблюдателей как раз в силу своей стандартности; ведь на протяжении последних ста лет архиепископ Милана назначался напрямую Папой, без обычного участия Конгрегации. Причиной тому — ключевое место, занимаемое Миланским архидиоцезом в Католической Церкви Италии да и всей Европы. На его территории проживают свыше пяти миллионов человек, располагаются 1108 католических приходов, объединенных в 73 деканата, которые, в свою очередь, сгруппированы в 7 пастырских зон. В миланскую митрополию входят 9 суфраганных диоцезов: Бергамо, Брешия, Комо, Крема, Кремона, Мантуя, Павия и Виджевано. Митрополия совпадает по своим границам с церковным регионом Ломбардия (одним из 16 итальянских церковных регионов) и охватывает большую часть одноименного административного региона. На территории архидиоцеза, за исключением нескольких отдельных деканатов и приходов, в литургии используется отличный от повсеместно распространенного римского амвросианский обряд.
Апостольский нунций в Италии монс. Джузеппе Бертелло начал консультации с ломбардскими епископами в конце января — начале февраля. В любой стране именно нунций играет ключевую роль в подборе кандидатов на вакантную кафедру, и так вышло, что поиском будущего архиепископа родного города и электоральной вотчины премьер-министра Италии Сильвио Берлускони стал руководить 68-летний представитель старой школы ватиканской дипломатии архиепископ Бертелло, который, по некоторым сведениям, является одним из наиболее «антиберлусконианских» прелатов Италии.
Первый этап консультаций проходил при помощи почты: нунций разослал письма, в которых просил назвать традиционную тройку предпочтительных имен, хотя можно было предложить и четырех кандидатов, или же остановиться на одной-единственной кандидатуре. Причем, учитывая экстраординарную значимость миланского архидиоцеза, опрашивались не только ломбардские иерархи и вспомогательные епископы Милана, но также и многие итальянские кардиналы, а также авторитетные представители мирян. Письма рассылались с пометкой «Sotto segreto pontificio» («Под папским секретом»), что ранее служило надежной гарантией того, что полученные ответы на многие годы и десятилетия канут в бездну молчания ватиканских секретных архивов. Однако в последние годы эта печать неоднократно нарушалась на каких-то из промежуточных звеньев цепи, и секретная информация выходила наружу; да и недавние события с Wikileaks стали для многих хорошим уроком осторожности, поэтому, как правило, ответы на такие деликатные вопросы теперь лишены пространных комментариев и приватных оценок и ограничиваются называнием имен с лаконичными заметками нейтрального характера.
После получения результатов опроса монс. Бертелло провел три раунда консультаций с епископами, священниками и мирянами Ломбардии и самого Милана, после которых определились пять имен, относительно которых планировалось продолжать обсуждение. Это патриарх Венеции кардинал Анджело Скола, который с самого начала процесса считался фаворитом, председатель Папского совета по культуре кардинал Джанфранко Равази, который также рассматривался многими как предпочтительный кандидат, а также епископ Римини Франческо Ламбиази, постоянный представитель Святого Престола в Совете Европы монс. Альдо Джордано и апостольский нунций в Венесуэле архиепископ Пьетро Паролин. В дальнейшем, однако, круг кандидатов был сужен до «тройки», в которую не попали Равази и Паролин, а оставшиеся трое были представлены кардиналом Анджело Баньяско для обсуждения на пленарном заседании Конгрегации по делам епископов в четверг, 10 июня. Как уже было сказано ранее, неожиданности не произошло, и симпатии большинства членов Конгрегации оказались на стороне кардинала Анджело Сколы. По-видимому, главным недостатком этой кандидатуры мог бы стать возраст патриарха — в ноября этого года ему исполнится 70 лет, так что впереди у него остается лишь пять возможных лет правления архидиоцезом, к которым, впрочем, вполне могут быть прибавлены еще два-три года, если того захочет Папа и позволит здоровье.

Теперь процесс подбора кандидатов завершен, и слово осталось за Святым Отцом — несмотря на всю подготовительную работу, Понтифик принимает решение о назначении в полной автономии, и были случаи, когда это окончательное решение не совпадало с мнением Конгрегации — например, так произошло в прошлом году с назначением нового архиепископа Турина, когда Бенедикт XVI избрал на эту кафедру давно известного ему епископа Виченцы Чезаре Нозилью вместо предложенного ему епископа Римини Франческо Ламбиази (которому «не повезло» и на этот раз). Однако теперь едва ли случится что-либо подобное, поскольку Анджело Скола принадлежит к кругу ближайших соратников Йозефа Ратцингера — их связывает еще совместная работа над журналом «Communio» — и вполне может рассчитывать на доверие нынешнего Папы.
Вероятный перевод Сколы в Милан, в свою очередь, откроет другую важнейшую вакансию — патриаршую кафедру Венеции, в числе кандидатов на которую, вполне возможно, будут и некоторые «неудачники» нынешней кампании, например, венецианец Пьетро Паролин.
Не лишним будет напомнить, что за прошедшее столетие два миланских архиепископа и три венецианских патриарха взошли на престол св. Петра — соответственно, Амброджио Дамиано Акилле Ратти (Пий XI) и Джованни Баттиста Монтини (Павел VI), и Джузеппе Ронкалли (Иоанн XXIII), Альберто Лучани (Иоанн Павел I) и Джузеппе Сарто (св. Пий X).
А вот перевод патриарха Венеции на иную кафедру — это явление крайне редкое; в истории такое случилось лишь несколько раз, в частности за последние 300 лет — всего дважды. Так, в 1827 году патриарх Венеции Иоганн-Ладислав Пиркер был назначен архиепископом Эгера (Венгрия), а в 1948 году патриарх Адеодато Джованни Пьяцца был переведен на работу в Римскую курию на должность секретаря Священной консисториальной конгрегации (нынешней Конгрегации по делам епископов) с возведением в сан кардинала.
Точка зрения редакции не обязательно совпадает с точкой зрения авторов.
При полном или частичном воспроизведении материалов сайта гиперссылка на SKGNEWS.COM обязательна.
В отличие от официальных католических СМИ, наш сайт не получает никакого финансирования. Если вы считаете наши материалы полезными, вы можете поддержать этот проект:
Равази не сделали архиепископ Милана, так у него репутация либерала и духовного наследника Мартини. Так что, если бы его сделали миланским архиепископом, то тогда вокруг него сконцентрировалась вся либеральная оппозиция нынешнему папе и он бы получил огромные шансы на то, что бы стать понтификом. Но, Слава Богу, это не произошло. У Бенедикта позиция лучше держать отдельных либералов и прогрессистов под контролем в Курии, как это было с Хуммесом и Равази, а потом, по достижении определенного возраста отправить на покой.
Но, тут еще одна загадка будет, кто будет возведен в кардиналы из ординариев-итальянцев на следующей консистории?
У Бенедикта за 3 консистории выработалась традиция по 1 итальянцу-ординарию на консистории6 2006 — Каффара Болонский, 2007 — Баньяско Генуэзский и 2010 Ромео Палермский. Тогда как сейчас уже скамейка ординариев, которые всегда получали шляпы уже разрослась. Это Бетори Флорентийский преемник Антонелли, это Нозилья — преемник Полетто и сейчас это будет еще венецианский патриарх.
А наследующей консистории можно назначить только 22 кардинала-выборщика (если до 120).
Да, второй Мартини в Милане — это был бы перебор, хотя как интеллектуал Равази, конечно, симпатичен.
По поводу кардиналов — Бетори, думаю, отодвигать уже дальше некуда, получит шапку. Венецианский патриарх, по-видимому, тоже (если, конечно, им не станет тот же Равази), а вот Нозилье, наверное, придется подождать 80-летия Полетто.
Равази, безусловно, интеллектуал, но его давняя статья, что «Христос не воскрес, Христос возник» — вызвали серьезные подозрения в ереси, он тогда и не стал епископом Ассизи. Поэтому этого интеллектуала и держат в Курии, причем на значительных постах — Папский Совет по культуре. Папская комиссия по священной археологии, папская комиссия по художественному наследию Церкви. Так что для него это не плохо.
Насчет кардиналов, я бы с Вам согласился, дорогой падре, но Бенедикт, чётко назначает в порядке очереди, а Нозилья идет после Бетори. Здесь можно говорить о примере архиепископа Толедо Родригесе Пласе, который должен был стать после ухода Каньисареса Льоверы в Ватикан, но... не стал.
А вот мой списочек кандидатов:
Консистория ? ноября 2012 года
Скорее всего станут:
Фернандо Филони — префект Конгрегации Евангелизации Народов;
Жуан Брас де Авис — префект Конгрегации Институтов Посвященной Жизни и Обществ Апостольской Жизни;
Франческо Коккопальмерио — председатель Папского Совета по интерпретации законодательных текстов;
Антонио Вельо — председатель Председатель Папского Совета по Пасторскому попечению о мигрантах и странствующих;
Зигмунт Зимовский — председатель Председатель Папского Совета по Пасторскому попечению о работниках здравоохранения;
Андре-Жозеф Леонар — архиепископ Брюсселя-Мехелена;
Джузеппе Бетори — архиепископ Флоренции;
Тимоти Долан — архиепископ Нью-Йорка;
Орани Жуан Темпеста — архиепископ Сан-Себастьян-до-Рио-де-Жанейро;
Браулио Родригес Пласа — архиепископ Толедо;
Доменик Дука — архиепископ Праги;
Винсент Николс — архиепископ Вестминстера;
Пётр Окада — архиепископ Токио;
Виллем Эйк — архиепископ Утрехта;
Джон Дью — архиепископ Веллингтона;
Жорж Понтье — архиепископ Марселя;
Аллен Генри Вигнерон — архиепископ Детройта;
Томас Кристофер Коллинз — архиепископ Торонто;
Хесус Рубен Салазар Гомес — архиепископ Боготы;
Хосе Серофия Пальма — архиепископ Себу;
Одон Мари Арсен Разанаколона — архиепископ Антананариву;
Иоанн Тонг Хон — епископ Гонконга;
Георг Аленчерри — верховный архиепископ Эрнакулам-Ангамали.
Скорее всего не станут:
Сальваторе Физикелла — председатель Папского Совета по Содействию Новой Евангелизации;
Пьеро Марини — председатель Папского Комитета по Международным Евхаристическим Конгрессам;
Хуан Хосе Асеньо Пелегрина — архиепископ Севильи;
Чезаре Нозилья — архиепископ Турина;
Рикардо Эссати Андрельо — архиепископ Сантьяго;
Фаусто Габриэль Травес Травес — архиепископ Кито;
Мурилу Себастьян Рамус Крижир — архиепископ Сан-Салвадора-да-Баия;
Жераль Сиприан Лакруа — архиепископ Квебека;
Хосе Горацио Гомес — архиепископ Лос-Анджелеса.
Вячеслав, так я ведь и говорю, что Бетори — первый, а Нозилье придется подождать.
Списочек любопытный, поглядим, что сбудется. Единственно, я насчет Физикеллы более оптимистичен 🙂 во всяком случае, если к тому времени этот Совет окончательно не провалится.
Ну у меня под большим вопросом Понтье и Разанаколона, а так это мои кандидаты. 🙂 Но, падре Вы сказали, что и патриарх Венеции может на следующей получить, а он то идет после Нозильи. Я об этом говорил.
А, понятно. Ну что ж, посмотрим. Просто у Нозильи есть объективное препятствие в лице Полетто, а у будущего патриарха, вроде бы, такого препятствия нет... если не считать таковым самого Нозилью 🙂 Просто за последние почти 60 лет не было такого, чтобы епископ-некардинал, назначенный на венецианскую кафедру, не становился кардиналом на ближайшей консистории.
Патриарх Венеции кардинал Агостино умер в конце 1952 года, а стал патриархом Венеции в 1949 году, и его преемником стал Ронкалли, который получил красную биретту из рук президента Ориоля, так и не стал кардиналом.
Архиепископ Толедо тоже должен был получить, и архиепископ Флоренции, но они не получили. Так же не получит и Лакруа примас Канады, хотя ему всего 53 года. я думаю, что это будет Бетори. А Нозилью и будущего венецианца могут назначить в 2014 году.
Хотя поживем увидим. 🙂
Ну да, бедный Агостини не дожил до консистории, на которой он должен был стать кардиналом вместе с Ронкалли.
В принципе, конечно, ничего страшного не случится, если венецианцы поживут пару-тройку лет без пурпуроносного патриарха 🙂