На проходившей 5-6 октября зимней сессии Священного Синода Русской Православной Церкви был сделан ряд серьезных структурных изменений в РПЦ. Помимо образования 13 новых епархий и признания целесообразности создания еще одной, было утверждено
Согласно утвержденному Положению, главы вновь созданных митрополий будут именоваться митрополитами (8 из них на данный момент митрополитами не являются), и таким образом этот титул перестанет быть исключительно почетным званием (присваиваемым либо ad personam, либо ex officio), но станет обретать свое первоначальное значение.
Кроме того, на той же сессии было решено расширить состав Священного Синода, введя в него двух новых постоянных членов из числа глав зарубежных митрополичьих округов — митрополита Астанайского и Казахстанского и митрополита Среднеазиатского, «принимая во внимание то большое значение, которое имеют митрополичьи округа в Казахстане и в Средней Азии в организации и развитии церковной жизни в соответствующих суверенных государствах, а также в осуществлении межрелигиозного сотрудничества и диалога, направленных на укрепление мира и согласия в многонациональных обществах».
Под катом — обращение Патриарха Кирилла к членам Священного Синода по поводу создания новых митрополий:
В период до автокефалии Русской Православной Церкви последняя являлась одной из митрополий Константинопольского Патриархата, каждая из которых объединяла несколько епархий и возглавлялась митрополитом, координировавшим деятельность подведомых ему епархий. Таким образом, в Константинопольском Патриархате, как во многих других Поместных Церквах, действовала трехступенчатая система организации епархий: Патриархат — митрополия — епархия.
После получения автокефалии в Русской Церкви данная структура была утрачена: образованный в 1589 году Московский Патриархат не включал в себя митрополии как объединения нескольких самостоятельных епархий. Одновременно такая структура сохранилась в ряде Поместных Православных Церквей, где действует и по сей день.
Вопрос о создании митрополий в Русской Церкви поднимался на русских соборах XVII века, однако тогда не получил разрешения. В начале ХХ века эта тема вновь подробно обсуждалась епархиальными архиереями, духовенством, церковными учеными и общественностью. По итогам подробных и глубоких дискуссий был разработан развернутый проект, представленный на рассмотрение Всероссийского Церковного Собора 1917—1918 годов. 7 (20) сентября 1918 года, завершая в спешке свою работу, Собор вынес определение, в котором, в частности, было сказано: «Священный Собор, руководствуясь священными канонами, определяет: учредить в Российской Церкви церковные округа, а установление числа округов и распределение по ним епархий поручить Высшему Церковному Совету».
Попытка реализовать это решение Всероссийского Церковного Собора была предпринята Заместителем Патриаршего Местоблюстителя митрополитом Сергием (Страгородским) и Временным при нем Священном Синоде в 1928 году. Решением Священного Синода в Русской Церкви было образовано 22 церковных округа — «в соответствии гражданскому делению на области». Было также принято «Положение о полномочиях архиерея главного города области». При этом 21 епархию было признано целесообразным не включать в какой-либо церковный округ, оставив их самостоятельными.
В 1934 году, предлагая Священному Синоду ряд изменений в «Положение о полномочиях архиерея главного города области», Заместитель Патриаршего Местоблюстителя отметил, что пятилетняя практика оправдала существование церковных округов. Однако затем в связи с массовым закрытием храмов, монастырей и епархий в результате обрушившихся на Церковь репрессий эта структура была утрачена.
В новейшее время в различных странах канонической ответственности Московского Патриархата епархии были организованы разными способами — в виде Самоуправляемой Церкви, экзархата или митрополичьего округа. Однако эти формы организации епархий едва ли возможны внутри одного государства, поскольку они предполагают, в частности, учреждение общих органов высшего управления и суда. Поиск иных форм организации взаимодействия епархий стал необходимым после того, как в текущем году Священный Синод принял ряд решений о создании новых епархий в субъектах Российской Федерации.
Упомянутые решения Священного Синода направлены на то, чтобы правящие архиереи были ближе к приходской жизни, к духовенству и народу, лучше видели и понимали проблемы приходской жизни. Меньший размер епархий должен позволить архипастырю более глубоко использовать приходской потенциал для развития епархиальной жизни, включая подготовку духовенства, организацию миссионерской, социальной и образовательной деятельности, совершенствование жизни монастырей, укрепление взаимоотношений с местными органами власти и общественными организациями. Цель данных преобразований — развитие и укрепление пастырской работы, чтобы проповедь Евангелия Христова достигала все большего числа людей. Эти решения действительно актуальны. Вместе с тем, возник ряд организационных вопросов, касающихся совместной деятельности епархий, находящихся в одной области или крае.
В связи с этим Священный Синод в своем прошлом заседании поручил комиссии Межсоборного присутствия по вопросам церковного управления и механизмов осуществления соборности в Церкви «разработать предложения по координации деятельности епархий, находящихся в одном регионе» (журнал № 74 от 27 июля 2011 года).
Предлагаю рассмотреть сегодня соображения комиссии.
А Вы, дорогой падре, как это оцениваете7
Ну, как сторонний наблюдатель — скорее позитивно 🙂 Вам внутри, наверное, виднее. Могут быть, конечно, и какие-то трудные моменты из-за разрастания клерикального аппарата, связанного с созданием новых кафедр и структур.