Кому милее II Ватиканский Собор?

В продолжение темы предыдущего поста: действительно ли именно неприятие положений II Ватиканского Собора является тем неодолимым препятствием, которое стоит между Обществом св. Пия X и Святым Престолом? В статье австралийского теолога Джона Ламонта, которую со своим комментарием воспроизводит Сандро Маджистер, утверждается, что последователи архиепископа Марселя Лефевра не принимают лишь около 5% из всего учения Собора, тогда как значительная часть современных католических богословов, чьи воззрения разделяет множество епископов, священников и монашествующих, отвергают гораздо больше соборных положений, при этом считаясь вполне добропорядочными католиками.

Итак, претензии лефевристов (во всяком случае, их большей и вменяемой части) к ВВС сводятся к тому, что он в некоторых своих документах противоречит предыдущим высказываниям Учительства. Тематически эти противоречия можно объединить в четыре пункта:

1) Учение о свободе вероисповедания, так, как оно выражено в ст. 2 декларации “Dignitatis humanae”, противоречит учению Григория XVI в “Mirari vos” и учению Пия IX в “Quanta cura”, а также учению Льва XIII в “Immortale Dei” и Пия XI в “Quas primas”.

2) Учение о Церкви, так, как оно выражено в ст. 8 Конституции “Lumen gentium”, противоречит учению Пия XII в “Mystici corporis” и в “Humani generis”.

3) Учение об экуменизме, так, как оно выражено в ст. 8 “Lumen gentium” и в ст. 3 декрета “Unitatis redintegratio”, противоречит учению Пия IX в положениях 16 и 17 “Силлабуса”, учению Льва XIII в “Satis cognitum” и Пия XI в “Mortalium animos”.

4) Учение о коллегиальности, так, как оно выражено в ст. 22 Конституции “Lumen gentium”, включая п. 3 «Предварительных примечаний», противоречит учению I Ватиканского Собора о единственности субъекта высшей власти в Церкви и Конституции “Pastor aeternus”.

Для сравнения автор приводит некоторые фрагменты из документов II Ватиканского Собора, которые не пользуются большим авторитетом у многих нынешних либеральных богословов:

“Dei Verbum”, 11
Ибо все книги как Ветхого, так и Нового Завета, со всеми их частями, Святая Матерь Церковь по вере Апостолов считает священными и каноническими, поскольку, написанные под вдохновением от Святого Духа (ср. Ин 20, 31; 2 Тим 3, 16; 2 Петр 1, 19-21; 3, 15-16), они имеют автором Самого Бога и как таковые были переданы Церкви. Для составления же священных книг Бог избрал определённых людей, воспользовавшись их способностями и силами, чтобы при действии Его Самого в них и через них они письменно передали, как настоящие авторы, всё то, и только то, что Он хотел.

“Dei Verbum”, 19
Святая Матерь Церковь твёрдо и с исключительным постоянством держалась и держится того, что перечисленные четыре Евангелия, историчность которых она безоговорочно удостоверяет, верно передают то, чту Иисус, Сын Божий, живя среди людей, действительно совершил и преподал ради их вечного спасения вплоть до того дня, когда Он был вознесён (ср. Деян 1, 1-2).

“Lumen gentium”, 3
Всякий раз, когда жертва Креста, в которой «Пасха наша, Христос, заклан за нас» (1 Кор 5, 7), приносится на престоле, совершается дело нашего искупления.

“Lumen gentium”, 8
Однако общество, обладающее иерархическими органами, и мистическое Тело Христово, зримое собрание и духовную общину, Церковь земную и Церковь, наделённую небесными благами, следует рассматривать не как две различные вещи, но как две составляющие одной сложной реальности, образуемой божественным и человеческим началами.

“Lumen gentium”, 10
Хотя общее священство верных и священство служебное, или иерархическое, отличаются друг от друга по существу, а не только по степени, они всё же устремлены друг к другу, ибо и то, и другое участвуют, каждое по-своему, в едином священстве Христа. Священнослужитель той священной властью, которой он обладает, воспитывает священнический народ и управляет им, совершает Евхаристическую жертву от лица Христа и приносит её Богу от имени всего народа; верные же в силу своего царского священства собираются на приношение Евхаристии и осуществляют это священство через принятие таинств, молитву и благодарение, свидетельство святой жизни, самоотвержение и действенную любовь.

“Lumen gentium”, 14
Поэтому Святой Собор прежде всего обращает свой взор к верным католикам. Основываясь на Священном Писании и Предании, он учит, что эта странствующая Церковь необходима для спасения. Ибо только Христос есть Посредник и путь ко спасению, и Он присутствует для нас в Своём Теле, то есть в Церкви. Прямо настаивая на необходимости веры и крещения (ср. Мк 16, 16; Ин 3, 5), Он вместе с тем подтвердил и необходимость существования Церкви, в которую люди входят через крещение, словно через двери. Поэтому не могут спастись те люди, которые, зная о том, что католическая Церковь, основанная Богом через Иисуса Христа, необходима, всё же не желают войти в неё или оставаться в ней.

“Gaudium et spes”, 48
А по своему естественному характеру институт брака и супружеская любовь предназначены для рождения и воспитания потомства, которым они как бы увенчиваются.

“Gaudium et spes”, 51
Поэтому жизнь уже с самого зачатия нужно оберегать с величайшей заботой. Аборт и детоубийство — чудовищные преступления.

«Подавляющее большинство богословов в католических учреждениях Европы, Северной Америки, Азии и Австралии склонны отвергать все или большую часть этих положений. Взгляды этих богословов разделяются большинством монашеских орденов и значительной частью епископов в этих регионах. Было бы трудно, например, найти иезуита, преподающего богословие в каком-либо иезуитском учреждении, который принимал бы хотя бы одно из вышеперечисленных положений. Цитированные тексты – это лишь выборка из положений учения II Ватиканского Собора, отвергаемых этими группами; их число можно было бы значительно увеличить», – пишет Ламонт.

«Итак, эти положения составляют часть тех 95% документов II Ватиканского Собора, которые принимаются FSSPX. И, в отличие от тех 5% этого Собора, которые Братство отвергает, приведенные выше положения являются центральными для католической веры и нравственности, и включают некоторые фундаментальные элементы учения самого Христа.

Первый вопрос, который возникает у богослова после чтения коммюнике Святого Престола: почему отвержение Обществом св. Пия X малой части учения II Ватиканского Собора порождает разделение между Обществом и Святым Престолом, в то время как отвержение более многочисленных и более значимых положений учения II Ватиканского Собора другими группами в Церкви позволяет этим группам продолжать занимать нормальное положение в Церкви и пользоваться всеми преимуществами своего канонического статуса? Отвержение авторитета II Ватиканского Собора со стороны FSSPX не может служить объяснением этого факта, поскольку на деле FSSPX проявляет больше уважения к авторитету II Ватиканского Собора, чем большинство монашеских орденов в Церкви».

С полным текстом этой любопытной статьи на английском, итальянском, французском или испанском языке можно ознакомиться здесь.

Точка зрения редакции не обязательно совпадает с точкой зрения авторов.
При полном или частичном воспроизведении материалов сайта гиперссылка на SKGNEWS.COM обязательна.

В отличие от официальных католических СМИ, наш сайт не получает никакого финансирования. Если вы считаете наши материалы полезными, вы можете поддержать этот проект:

4 ответов на "Кому милее II Ватиканский Собор?"

  1. Вячеслав   14.04.2012 в 15:23

    Нда... Блеск просто блеск!

    Ответить
  2. Ричард   14.04.2012 в 15:36

    потрясающе.

    Ответить
  3. Павел Парфентьев   14.04.2012 в 16:47

    Мне, собственно, всегда казалось, что противоречие в этих 4 пунктах — кажущееся и может быть устранено адекватной герменевтикой.

    Ответить
  4. Ю.   14.04.2012 в 21:54

    Вот как тут без конспирологии обойтись?

    Ответить

Оставить комментарий

Ваш email не будет опубликован.