Согласно предписаниям Caeremoniale Episcoporum, содержащего нормы, регламентирующие богослужения с участием епископов, «наперсный крест носится под казулой и далматикой, либо под плувиалом, но поверх моццетты» (CE 61).
Однако на практике подавляющее большинство епископов во время литургии носит наперсный крест поверх казулы. Вероятно, именно повсеместность распространения этой практики вынудила Конгрегацию богослужения и дисциплины таинств легитимизировать такой обычай. В своей книге «Ceremonies of the Modern Roman Rite» монс. Питер Элиот
UPD: Удалось раздобыть искомый номер Notitiae. Информация подтвердилась, и даже более того: в документе говорится, что наперсный крест поверх казулы теперь дозволяется носить не только во время концелебрации, но и тогда, когда епископ служит один. Вот текст постановления:
Перевод:
От разных лиц и из различных мест в Конгрегацию богослужения и дисциплины таинств поступил следующий вопрос:
«Позволительно ли епископам носить наперсный крест также и поверх казулы?»
Ответ: ПОЛОЖИТЕЛЬНО.
Хотя обычай, когда епископы носят наперсный крест поверх казулы во время совершения Евхаристии, является отличительным признаком амвросианского обряда и восточных литургических традиций, в эти последние годы он весьма широко распространился и в римской литургии.
Кроме того, представляется уместным и символичным, чтобы епископ, служит ли он один или возглавляет сослужение, мог иметь внешний знак, который отличал бы его от пресвитеров. Поэтому сия дикастерия, в дополнение к существующим предписаниям, постановляет, de consensu Superiorum, что крест можно носить поверх казулы; при этом для епископа сохраняется возможность, по своему усмотрению, носить его под ней.
Рим, 16 июля 1997 г.
Хорхе Медина Эстевес
Архиепископ Про-ПрефектДжеральдо М. Аньело
Архиепископ Секретарь
Кстати, помнится, именно в 1997 году, когда на освящение кафедрального собора в Новосибирске приехал десяток епископов, среди них нашелся один (кажется, из Словакии), который заглядывал в эту толстую книгу под названием Caeremoniale Episcoporum, вычитал в ней, что крест нужно прятать под казулу, и, что самое удивительное, принял эту норму как руководство к действию. Перед Мессой все остальные архиереи вывесили свои кресты наружу и поинтересовались у этого диссидента, почему он не поступает так же. Епископ стал оправдываться и ссылаться на Caeremoniale, чем вызвал снисходительные усмешки у своих собратьев. Когда епископы облачались к Мессе на следующий день, я, к своему огорчению, заметил, что гость из Словакии надел свой крест поверх казулы, пав, таким образом, жертвой конформизма.
Надо отметить, что норма о ношении наперсного креста под казулой соблюдается, как правило, митрополитами, когда они надевают паллий. Очевидно, считается, что одного висящего на шее элемента облачения вполне достаточно.
Ради интереса, я решил посмотреть на опыт использования наперсного креста кардиналами Ратцингером и Бергольо. Оказалось, что в большинстве случаев они также придерживались общепринятой практики ношения креста поверх казулы, если при этом не использовался паллий…
Ратцингер:
Бергольо:
…но не всегда:
Однако, по-видимому, ватиканские церемониарии в этом отношении более строги, поэтому на Мессах в Ватикане кардиналы все же прячут кресты под облачения:
Более того, крест поверх казулы не надевают и сами Папы, даже когда служат без паллия.
Например, Папа Бенедикт XVI во время своей первой Мессы с кардиналами:
…и даже Папа Франциск, который, как известно, не слишком любит отказываться от своих старых привычек и не очень внимательно прислушивается к мнению монс. Гвидо Марини, не надевал крест поверх казулы во время своей первой Мессы с кардиналами (т.е. еще до получения им паллия)…
…и не делает этого во время своих простых утренних Месс в часовне дома св. Марфы