Ватикан, 3 января 2014 – Официальная новость – 22 февраля Папа Франциск назначит первых кардиналов своего понтификата. Это означает, что, по крайней мере, за месяц до этой даты он обнародует список с именами иерархов, которых он считает достойными получить пурпур.
Назначение кардиналов – это весьма личный акт Папы, посредством которого он, помимо прочего, может влиять на избрание своего преемника. В том числе и по этой причине большой интерес представляет, кого же выберет Папа Франциск.
В прошлом можно было делать предположения с большой долей вероятности, во всяком случае, относительно значительного числа новых кардиналов. Достаточно было определить тех, кто занимает церковные должности с давней «кардинальской традицией» – как в курии, так и в некоторых диоцезах – и до сих пор не имеет пурпура, и дело можно было считать сделанным.
Однако при Папе Франциске, который сделал сюрпризы одной из характерных черт своего стиля управления, предсказания обладают гораздо меньшей определенностью.
Попробуем начать с цифр.
22 февраля кардиналов-выборщиков (т.е. тех, кому еще не исполнилось 80 лет) будет 106. Таким образом, будет доступно 14 пурпурных облачений, при условии, что Папа Франциск будет соблюдать норму, введенную Павлом VI и подтвержденную его преемниками, согласно которой максимальное число кардиналов с правом голоса не должно превышать 120.
Еще один кардинал, Диониджи Теттаманци, отпразднует 80-летие 14 марта, поэтому возможно, что новых кардиналов будет 15 – в этом случае верхняя планка будет превышена всего на 1 кардинала и всего на двадцать дней.
Помимо Теттаманци, еще 32 кардиналам исполнится 80 лет до конца апреля 2017 года. Это означает, что за первые четыре года своего понтификата Папа Франциск сможет в общей сложности назначить 47 новых кардиналов – более трети от всех выборщиков епископа Рима и немногим менее 53 кардиналов, назначенных Бенедиктом XVI и 20, избранных Иоанном Павлом II, которые на тот момент будут обладать правом голоса. [Маджистер тут деликатно не упоминает о возможности дополнительных вакантных мест, которые могут появиться в случае, если за это время скончается кто-то из кардиналов-выборщиков. Такие случаи, хоть и редко, но бывают: в 2012 году, не достигнув 80 лет, умер один кардинал, в 2011 – 2, в 2008 – 1, в 2007 – 2, в 2006 – 1, в 2005 после избрания Бенедикта XVI – 1, т.е. за весь предыдущий понтификат в общей сложности 7 кардиналов не дожили до своего 80-летия – P.].
Теперь перейдем к именам.
Трудно представить, что среди 14 или 15 кардиналов будет больше 4 или 5 куриалов. В первую очередь это, безусловно, будут архиепископы Пьетро Паролин, Беньямино Стелла и Лоренцо Бальдиссери – три дипломата, которых Папа Франциск назначил на должности, соответственно, государственного секретаря, префекта Конгрегации по делам духовенства и генерального секретаря Синода епископов.
Бальдиссери не занимает должности, которая сама по себе является кардинальской, однако он рассматривается как «полукардинал» с того момента, как новоизбранный Папа под аплодисменты кардиналов-выборщиков возложил на его голову свою собственную кардинальскую биретту в Сикстинской капелле, где Бальдиссери исполнял функции секретаря конклава.
Также еще одну красную шапку в курии должен был бы получить префект Конгрегации вероучения немец Герхард Мюллер. В то же время, менее вероятным кажется пурпур для доминиканца Жан-Луи Брюге, который, хотя и занимает традиционно кардинальскую должность архиваруиса и библиотекаря Святой Римской Церкви, может пропустить свою очередь, в частности, из-за трений, которые он, будучи секретарем Конгрегации католического образования, имел с тогдашним кардиналом Хорхе Марио Бергольо по поводу назначения ректора католического университета в Буэнос-Айресе.
После того как вопрос с курией будет решен подобным образом, останутся еще 10 или 11 биретт, которые должны быть возложены на пастырей поместных Церквей.
Итальянская тема является наиболее деликатной. Учитывая, что в курии есть уже трое итальянцев, ожидающих пурпура, Папе будет довольно сложно добавить к ним еще много других.
По сложившейся после Латеранских соглашений 1929 года практике, помимо генерального викария Рима в Италии есть восемь кафедр с «правом на пурпур», а именно, в порядке убывания по количеству верных: Милан, Турин, Неаполь, Палермо, Болонья, Флоренция, Генуя и Венеция. В настоящее время лишь Турин и Венеция не имеют во главе кардинала.
Однако возможно, что при Папе Франциске возведение епископов в кардинальское достоинство сохранится лишь для самых густонаселенных диоцезов и прекратится для остальных. Это означало бы, что на ближайшей консистории пурпур получит туринская кафедра, которую занимает Чезаре Носилья, ученик кардинала Камилло Руини, но не венецианская, которую возглавляет патриарх Франческо Моралья, представляющий лигурийскую Церковь кардиналов Мауро Пьяченцы и Анджело Баньяско, которую Папа, по-видимому, хочет наказать, судя по тому, что он устранил и того, и другого из конгрегаций – по делам духовенства и по делам епископов соответственно.
Кроме того, интересно будет посмотреть, получат ли кардинальское достоинство в Италии (в других местах это сделать проще) пастыри диоцезов, не имеющих такой традиции, но заслуживающие его в глазах Папы. В этом случае мог бы стать кардиналом архиепископ Гуалтьеро Бассетти, вице-президент итальянской конференции епископов, пользующийся большим уважением Папы, сделавшего его членом Конгрегации по делам епископов как раз вместо президента CEI Баньяско. Если это произойдет, пурпур вернется в Перуджу впервые после 1853 года, когда он был пожалован архиепископу Джоакино Печчи, будущему Папе Льву XIII (двумя бывшими архиепископами Перуджи, которые впоследствии получили пурпур, стали также покойный уже Пьетро Паренте и ныне здравствующий Эннио Антонелли).
Экономно распределив пурпур между куриалами и итальянцами, Папа Франциск проявит подобную же бережливость и в отношении европейцев. Скорее всего, биретту в Старом Свете получит архиепископ Вестминстерский Винсент Николс (в прошлом попадавший в поле зрения Конгрегации вероучения из-за «гей-месс», служившихся в его диоцезе, но недавно включенный в число членов Конгрегации по делам епископов). В то же время интересно, удостоится ли ее архиепископ Мехелена-Брюсселя, «консерватор» Андре Леонар, преемствующий на кафедре Примаса Бельгии кардиналу «прогрессисту» Годфриду Даннеелсу, одному из основных выборщиков Бергольо на конклаве.
В Восточной Европе дожидается пурпура высший иерарх многочисленной греко-католической Церкви Украины Верховный архиепископ Святослав Шевчук, хорошо знакомый Папе, поскольку в прошлом был епископом в Буэнос-Айресе.
Что же касается Латинской Америки, можно предположить, что здесь Папа Бергольо, напротив, будет более щедр. Там ждут пурпура кафедры первой величины, такие как его собственный Буэнос-Айрес с архиепископом Марио Аурелио Поли, чилийский Сантьяго с происходящим из Виченцы салезианцем Рикардо Эссати Андрельо и Рио-де-Жанейро с цистерцианцем Орани Жуаном Темпестой. Однако Бразилия может получить и еще один пурпур, учитывая, что в настоящее время эта наиболее густонаселенная католическая страна в мире имеет всего четырех кардиналов-выборщиков (а в течение 2014 года их останется и вовсе трое), тогда как у США их 11, а у Италии – 26 (хотя 5 из них достигнут возраста 80 лет в ближайшие 12 месяцев).
Затем, как знать, быть может, при первом Папе-латиноамериканце своего первого в истории кардинала получит и Парагвай? Не считая того, что нынешний президент Совета епископов Латинской Америки, мексиканский архиепископ Тлальнепантлы Карлос Агияр Ретес не является кардиналом и может стать им при Папе Франциске.
В Северной Америке Соединенные Штаты могут остаться при своих 11 кардиналах, тогда как в Канаде надо будет посмотреть, станет ли кардиналом преемник Марка Уэлле в Квебеке.
Наверняка большое внимание будете уделено африканскому и азиатскому континентам. В Азии динамично развивающаяся Церковь Кореи сегодня не имеет ни одного кардинала с правом голоса. Нет его и в Японии, куда Бергольо хотел отправиться на миссию, будучи молодым иезуитом.
Надо будет также посмотреть, захочет ли Папа (и как) вознаградить страждущие ближневосточные Церкви. А также назначит ли он нового кардинала от Океании или позволит, чтобы единственным кардиналом от этого континента остался консервативный архиепископ Сиднея Джордж Пелл.
Однако на это счет, как и в отношении всего остального, довольно трудно строить предположения, поскольку от Папы Франциска всегда можно ожидать сюрпризов, за исключением того, что касается кардинала-женщины – такую возможность он категорически исключил в недавнем интервью, данном им газете «La Stampa».
Поэтому лишь в последний момент станет известно, захочет ли Бергольо дать одну или несколько почетных кардинальских шапок священнослужителям, которым уже исполнилось 80 лет, как это делал Бенедикт XVI, а до него – Иоанн Павел II, начиная со своей второй консистории в 1983 году. Или, напротив, Франциск вернется к практике, которой придерживался Павел VI после того как установил предельный возраст 80 лет своим motu proprio «Ingravescentem aetatem» от 21 ноября 1970 года, воздерживаясь от назначения кардиналов старше 80 на своих консисториях 1973, 1976 и 1977 гг.
Перевод: Presbyter
Точка зрения редакции не обязательно совпадает с точкой зрения авторов.
При полном или частичном воспроизведении материалов сайта гиперссылка на SKGNEWS.COM обязательна.
В отличие от официальных католических СМИ, наш сайт не получает никакого финансирования. Если вы считаете наши материалы полезными, вы можете поддержать этот проект:
Как ты уныло и не приятный осадок от этого, если это подтвердится.
Маджистер забыл вьетнамского кардинала Фан Минь Мана, которому 5 марта стукнет 80.
Кстати, да!