Этторе Готти Тедески заговорил спустя два с половиной года

Этторе Готти Тедески
Этторе Готти Тедески (фото AP)

В продолжение темы об «отречении» Бенедикта XVI можно вспомнить старый принцип: «Если не знаешь в чем дело, значит, дело в деньгах». В понтификат Бенедикта XVI было предпринято много шагов, чтобы сделать ватиканские финансы более прозрачными, главным образом, под давлением Moneyval – Комитета экспертов Совета Европы по оценке мер борьбы с отмыванием денег. Однако, очевидно, что реорганизация сложной и запутанной структуры с множеством заинтересованных лиц не могла пройти быстро и гладко. Пожалуй, наиболее загадочной историей в этой области стала неожиданная отставка в мае 2012 года Этторе Готти Тедески с должности президента Института религиозных дел (известного как «Банк Ватикана»), которую он занимал с 2009 г., и дальнейшее расследование, проводившееся итальянскими властями, обвинявшими его в причастности к нарушению законодательства о борьбе с отмыванием незаконных доходов. Это расследование завершилось полным оправданием Тедески и 9 февраля 2014 года следствие против него было прекращено, «причём постановление о прекращении расследования содержит утверждение, что Тедески не только не имеет отношения к 23 млн евро IOR, конфискованных судом в 2010 году по подозрению в нарушении банком положений о борьбе с отмыванием незаконных доходов, но, напротив, деятельность банкира в этом финансовом институте была направлена на приближение Ватикана к международным нормам финансовой прозрачности».

Как сообщает в своем блоге Сандро Маджистер, вчера британский католический журнал “Catholic Herald” опубликовал на своем сайте статью Этторе Готте Тедески, которая будет напечатана в ближайшем бумажном выпуске (есть также сокращ. англ. версия). Статья написана в форме открытого письма «с уважением и преданностью» кардиналу Джорджу Пеллу, который в феврале 2014 года был назначен Префектом новосозданного Секретариата по делам экономики. Бывший президент IOR пишет: «Я хранил молчание два с половиной года после моего увольнения. но теперь считаю, что настал момент, когда нужно прояснить некоторые (только некоторые) вещи».

Тедески вкратце описывает историю грандиозной финансовой реформы, начатой Бенедиктом XVI (которого сейчас всячески пытаются представить как человека, интересующегося исключительно книжками и искусством и запустившего дела в римской курии и ватиканских финансах). Вместе с Тедески приведением ватиканской системы в соответствие с нормами европейского законодательства занимался кардинал Аттильо Никора, президент созданного Бенедиктом XVI в 2011 году Управления финансовой информации Святого Престола (AIF). По словам Тедески, кардинал Пелл едва ли может себе представить, с какими конфликтами и трудностями пришлось им столкнуться, когда они начали вводить в действие новый ватиканский закон о противодействии отмыванию денег, и когда AIF начало свою работу. Эта работа была оценена европейским комитетом Moneyval после первого визита экспертов в ноябре 2011 года, когда был сделан вывод о значительных позитивных изменениях в финансовой структуре Ватикана. Сотрудники Moneyval даже выразили свое удивление эффективностью и заинтересованностью тех, кто осуществлял реформу.

Однако дальше начались странные вещи. Сразу после визита Moneval был в невероятно спешном порядке принят новый закон, вносивший изменения в закон о противодействии отмыванию денег и изменявший статус AIF. Тедески был проинформирован о новом законе только в январе 2012 года, когда закон уже вступил в силу. Ключевым положением закона стало подчинение AIF Государственному секретариату, так что это Управление переставало быть независимым органом и роли контролируемого и контролирующего смешивались. Это ставило президента AIF кардинала Никору, Совет AIF и самого Тедески в весьма затруднительное положение. Никора направил кардиналу Бертоне меморандум, в котором выражал свою озабоченность и несогласие с изменениями, и впоследствии этот меморандум таинственным образом попал в итальянские СМИ.

Представители международной банковской системы крайне недоумевали по поводу этих изменений, поскольку новый закон препятствовал обмену информацией и выглядел как разворот на 180 градусов по сравнению с предыдущими действиями. В итоге, в начале 2012 эксперты Moneyval совершили повторный визит в Ватикан, по результатам которого сообщили о сделанном «шаге назад».

Из-за произошедших изменений международная банковская система была вынуждена прервать свое взаимодействие с Банком Ватикана. Когда же президент AIF обратился к Государственному секретариату с просьбой приостановить процесс ратификации изменений в законодательство, поскольку они представляются опасными и даже вредными, Госсекретариат немедленно утвердил эти изменения, хотя из положенного на их утверждение трехмесячного срока прошел лишь один месяц. Не выглядит ли странной такая поспешность? — спрашивает Тедески.

Бывший президент IOR на всем протяжении своей статьи спрашивает кардинала Пелла, обладает ли он полной информацией в отношении всех этих загадочных событий, уверен ли он, что его полностью ввели в курс дела. Надо напомнить, что не так давно Пелл в своей статье сообщил, что состояние ватиканских финансов оказалось лучше, чем он ожидал, более того, на счетах различных куриальных ведомств обнаружились многомиллионные неучтенные суммы (Ломбарди, правда, потом пришлось уточнять, что речь не идет о каких-то незаконных финансовых махинациях). В той же статье Пелл упоминает об увольнении Тедески Советом директоров IOR и о том, что «борьба за власть в Ватикане привела к регулярным утечкам информации».

Тедески напоминает, что он неоднократно безосновательно обвинялся в различных нарушениях; так, например, его подозревали в том, что это он являлся «кротом», передавшим в СМИ уже упоминавшееся письмо президента AIF кардиналу Бертоне и другого внутреннего документа Банка Ватикана, хотя впоследствии выяснилось, что это было делом рук папского камердинера Паоло Габриэле. Его также обвиняли в нарушении служебных обязанностей и плохим обращением с руководством IOR.

В апреле 2012 года кардинальская комиссия подтвердила Тедески в его должности, однако уже 24 мая Совет директоров IOR неожиданно отстранил его от должности. Его даже не согласились выслушать, и Тедески считает, что причина этого заключается в том, что он был намерен предложить план полного переустройства структуры руководства банка, поскольку был уверен, что с учетом предшествовавших событий такое переустройство абсолютно необходимо.

Тедески пишет, что, зная о мужестве и интеллектуальной и моральной честности кардинала Пелла, он уверен, что тот не получил доступа ко многим важным документам (которые Тедески затем перечисляет). Если бы кардинал Пелл смог прочитать эти документы, он смог бы понять, какая ответственность легла на мои плечи и какова истинная природа моих страданий, усилившихся в последнее время из-за безразличия к мои призывам найти истину, – пишет Тедески.

Завершает он свою статью следующими словами:

«Я хотел бы посоветовать Его Высокопреосвященству прочитать интервью секретаря папы архиепископа Георга Генсвайна, данное “Il Messaggero” в октябре 2013 года, в котором он говорит, что Бенедикт XVI был «весьма удивлен» вотумом недоверия [Совета директоров IOR] и что он питал ко мне «большое уважение». Он также должен знать, что Государственный секретарь 7 февраля 2013 года лично заявил мне от имени Бенедикта XVI: Папа решил незамедлительно реабилитировать меня; однако это решение так и не было реализовано после отречения Бенедикта XVI. Я бы также хотел, чтобы Его Высокопреосвященство знал, как сильно мне не хватает Папы Бенедикта…

И наконец, я уверен, что кардинал Пелл должен открыть эти четыре тайны, хотя и понимаю, что уже слишком поздно, во всяком случае, для меня:

1) Кто изменил ватиканский закон о противодействии отмыванию денег в декабре 2011 года, и почему?

2) Кто на самом деле решил, что я должен быть уволен Советом мирян с должности президента Банка Ватикана 24 мая 2012 года, и почему?

3) Кто проявил непослушание Бенедикту XVI, который желал меня реабилитировать?

4) Кто решил игнорировать мои просьбы выслушать меня относительно изложенных выше фактов? Кто не хочет, чтобы стала известна моя версия истины, и почему?»

Точка зрения редакции не обязательно совпадает с точкой зрения авторов.
При полном или частичном воспроизведении материалов сайта гиперссылка на SKGNEWS.COM обязательна.

В отличие от официальных католических СМИ, наш сайт не получает никакого финансирования. Если вы считаете наши материалы полезными, вы можете поддержать этот проект:

Оставить комментарий

Ваш email не будет опубликован.