«Призваны, дабы являть сияние Слова Истины» (Апостольское Послание PortaFidei, п. 6).
В этом году празднование Всемирного миссионерского воскресенья приобретает особое значение. Ведь именно в текущем году мы отмечаем 50-летие открытия Второго Ватиканского Собора, в этом же году имеет место открытие Года Веры, а также начало работы Синода Епископов, посвященного новой евангелизации. Все это служит свидетельством и подтверждением решимости Церкви с новыми силами включиться в миссию ad gentes с тем, чтобы Благая Весть достигла всех концов Земли.
Второй Ватиканский Собор, участие в котором приняли епископы со всех краев света, воистину стал ярчайшим знаком вселенскости Церкви, ведь данный Собор стал первым, собравший такое количество соборных отцов с таких континентов, как Азия, Африка, Латинская Америка и Океания. Рассеянные среди нехристианских народов, пастыри местных общин, в том числе епископы – миссионеры и епископы из числа коренного населения, дали возможность Собору узреть образ Церкви, присутствующей на всех континентах, образ, преломляемый через призму сложного комплекса реалий, которым позже будет присвоено название «Третьего мира». Именно они, подкрепленные опытом руководства поместными Церквами, Церквами молодыми и находящимися в процессе становления, и движимые ревностью в соработании распространению Царствия Божия, внесли неоценимый вклад в новое осознание нужности и безотлагательности евангелизаторской миссии ad gentes, и, следовательно, в постановку постулата о миссионерском характере Церкви в центр экклезиологической перспективы.
Миссионерский характер экклезиологической перспективы
Подобное ви?дение экклезиологической перспективы сохраняет свою значимость и ныне; с одной стороны, оно было обогащено многими и плодотворными богословскими размышлениями, с другой же стороны, именно сейчас оно становится особенно актуальным, ибо число тех, кто не знает Христа, не только не уменьшилось, но и возросло: «число тех, кто ожидает Христа, все еще очень велико», говорит нам бл. Иоанн Павел II в своей энциклике Redemptoris Missio, и, напоминая о непреходящей ценности миссионерского служения, добавляет: «Мы не можем оставаться спокойными, размышляя о миллионах наших братьев и сестер, подобно нам искупленных кровью Христа, но живущих в неведении о любви Божией» (Redemptoris Missio, п.86).
В послании, посвященном Году Веры, я также говорю о том, что «сегодня, как это было и прежде, Он [Христос] отправляет нас в странствие по всем дорогам мира, дабы провозгласить Благую Весть всем народам Земли» (Апостольское послание Porta Fidei, п. 7). Такое провозглашение, как отмечает Слуга Божий Павел VI в Апостольском Послании Evangelii Nuntiandi, вовсе «не второстепенная задача: это обязанность, порученная Господом Иисусом, которую надлежит исполнять до тех пор, пока все люди не поверят в то, что они спасены. Да, это послание необходимо. Оно уникально. Оно незаменимо (п.5)». Поэтому нам необходимо заново обрести то же апостольское рвение, каковым обладали раннехристианские общины, которые, будучи малыми и беззащитными перед миром, смогли, тем не менее, посредством провозглашения слова и посредством свидетельства, распространить Благую Весть по всему известному тогда миру.
Неудивительно потому, что как Второй Ватиканский Собор, так и последующее ему Учительство Церкви, особым образом подчеркивают актуальность миссионерского поручения, вверенного Христом своим ученикам и на современном этапе долженствующего стать обязанностью всего Народа Божия – епископов, священников, дьяконов, монашествующих, мирян. Обязанность провозглашения Евангелия по всему миру возлагается, в первую очередь, на епископов – и как членов коллегии епископов и как глав Поместных Церквей, ибо евангелизация является их прямой и непосредственной задачей. Ведь «епископы посвящаются не только ради того или иного диоцеза, но и для спасения всего мира» (Иоанн Павел II, энциклика Redemptoris Missio п. 63), епископ, будучи «прежде всего глашатаем веры, приводящим новых учеников ко Христу» (см. Ad gentes п. 20), обеспечивает «присутствие и как бы наглядность миссионерского духа и пыла Народа Божия, так что весь диоцез становится миссионерствующим» (там же, п.38).
Евангелизация является приоритетом
Однако обязанность распространять Благую Весть для пастыря Поместной Церкви не ограничивается лишь тем, что он уделяет внимание той части народа Божьего, которая вверена его попечению, или же обеспечивает отправку священников и мирян другие епархии в качестве миссионеров fidei donum. Все элементы и все виды деятельности отдельной поместной Церкви, само ее бытие и существование должны быть выражением исполнения обязанности по евангелизации мира. Это положение было ясно выражено на Втором Ватиканском Соборе и в дальнейшем нашло подтверждение и развитие в Учительстве Церкви. Именно это измерение выражает самую суть бытия Церкви, а потому все планы пастырской деятельности, структурная организация епархии, стиль жизни и деятельности должны соответствовать именно этому измерению церковного бытия. И в нашем постоянно меняющемся мире это обретает особую актуальность.
Все вышесказанное относиться так же и к деятельности всех институтов посвященной жизни, обществ апостольской жизни, различных церковных движений: каждый из элементов той мозаичной картины, которая формирует сегодняшнюю Церковь, должен считать себя призванным и ответственным за исполнение наказа нашего Господа провозгласить повсюду имя Христово. Все мы – священники, монашествующие, верные во Христе миряне – призваны следовать по стопам апостола Павла, который, будучи «узником Иисуса Христа за вас язычников» (Еф 3,1), трудился, зачастую в страдании и борьбе, дабы донести Благую Весть язычникам (см Кол 1, 24- 29), не жалея ни сил, ни времени, ни средств на дело распространения познания имени Христова.
Поэтому и сегодня миссия Ad gentes должна составлять парадигму и горизонт любой церковной деятельности, ибо это кается идентичности самой Церкви, которой Бог раскрыл божественный замысел спасения всех во Христе и поручил быть свидетелями и глашатаями Его имени. Подобно апостолу Павлу, мы должны обратить внимание на тех, кто отдалился от Бога, на тех, кто не познал еще Христа или не знает Бога как нашего Отца, учитывая при этом то, что миссионерское «сотрудничество включает в себя новые формы – не только экономическую помощь, но также и прямое участие в евангелизации» (Иоанн Павел II, энциклика Redemptoris Missio, п. 82). Празднование Года веры вкупе с проходящим Синодом Епископов представляют собой прекрасную возможность для развития миссионерского сотрудничества, особенно во втором из вышеуказанных измерений, т.е. в развитии новых форм прямого участия в евангелизации.
Вера и провозглашение
Ревность о провозглашении имени Христова приводит нас к такому прочтению истории, при котором мы замечаем и выделяем проблемы, надежды и стремления рода человеческого, которые только Христос может исцелить, очистить, преобразить самим своим присутствием. Принесенная Им Весть всегда актуальна, она органичным образом входит в самое сердце истории человечества и способна дать ответ и способна дать ответы на самые глубинные вопросы, беспокоящие человека. Поэтому Церковь во всех своих измерениях должна осознавать, что «безграничные горизонты церковной миссии, сложность нынешней ситуации требуют сегодня обновленных способов для эффективного возвещения Слова Божия. (Бенедикт XVI, Постсинодальное Апостольское обращение Verbum Domini, п. 97). Для этого, прежде всего, необходимо глубокое укоренение в Евангелии как веры личной, так и веры общины, что особенно актуально сейчас, «в момент глубочайшей трансформации, переживаемой человечеством» (Апостольское послание Porta Fidei, п.8). Одним из основных препятствий, сдерживающих придание нового импульса евангелизации, является именно кризис веры, поразивший уже не только западный мир, но и подавляющую часть человечества, того человечества, которое, тем не менее, алчет и жаждет Бога, а потому должно быть приглашено и направлено к хлебу жизни и воде живой, подобно самаритянке, идущей к колодцу Иакова и разговаривающей со Христом. В передаче евангелиста Иоанна(см. Ин. 4, 1-30) данная история приобретает особенное значение. На самом деле, вначале женщина-самаритянка встречает Иисуса, который просит у нее пить, затем же Он говорит ей о новой живой воде, способной навсегда утолить жажду. Сначала женщина, мысля в категориях исключительно материальных, не понимает ничего, но Господь медленно и постепенно проводит ее по пути веры, в конце которого она узнает в Иисусе Мессию. «Приняв в сердце свое Христа Господа, что же еще могла она[эта женщина] сделать как не, бросив кувшин, пуститься бежать, дабы провозгласить радостную весть?» (Августин, Проповеди, 15,30). Встреча со Христом как личностью, со Христом, успокаивающим томление сердца, может привести лишь к одному: желанию поделиться со всеми радостью от Его присутствия и дать другим познать Христа, дабы и они ощутили радость от Его присутствия в своей жизни. Для того, чтобы успешно продвигать новую евангелизацию, затрагивающую общины и целые страны с давней христианской традицией, постепенно отходящие от Бога, представляется совершенно необходимым возродить энтузиазм, побуждающий к передаче веры, с тем, чтобы смочь заново открыть для себя радость веры. Дело евангелизации никогда не должно отходить на самый план в жизни и деятельности как церковной общины, так и отдельного христианина, но, напротив, определять эти жизнь и деятельность. Все христиане должны осознавать, что они вместе с Евангелием как даром они получают и обязанность распространять его. Центральное ядро провозглашаемой вести всегда остается неизменным: это керигма, возвещающая Христа умершего и воскресшего ради спасения мира, керигма, возвещающая безусловную и безграничную любовь Бога к каждому человеку, ту любовь, которая достигла своей полноты в Единородном и Предвечном Сыне Божием, Господе Иисусе Христе, который не почитал для Себя хищением принять нашу человеческую природу во всей ее нищете, и не только принять, но и, возлюбив, искупить ее от греха и смерти чрез крестную жертву.
Вера в Бога, в того Бога, который выразил Свою любовь к нам во Христе, есть прежде всего дар и тайна, есть то, что мы должны принять сердцем и воплощать жизнью, исполненные благодарности Богу за дар и благоволение. Но вера – это дар, который мы получили именно для того, чтобы им делиться. Это библейский талант, полученный для того, чтобы принести прибыль, это свет, зажженный не для того, чтобы его скрыть, но для того, чтобы он осветил весь дом. Это – наиважнейший дар, полученный нами за все время нашего существования, дар, который мы не можем оставить только для самих себя.
Провозглашение и дела милосердия
«Горе мне, если не благовествую!» — восклицает апостол Павел (1 Кор 9, 16),и эхо этих слов звучит с особой силой для каждого христианина и каждой церковной общины на всех континентах. Даже для поместных Церквей, расположенных на миссионерских территориях, Церквей еще очень молодых или же вовсе появившихся недавно, миссионерский характер стал неотъемлемой и характерной составляющей, хотя многие из них сами все еще испытывают необходимость в миссионерах. Множество священников и монашествующих со всех частей света, равно как и большое количество мирян, включая целые семьи, покидают свои страны, свои общины, направляясь на территории иных поместных церквей, дабы свидетельствовать и возвещать имя Христово, единственно в котором человечество обретает спасение. Все это являет нам свидетельство глубокого общения, взаимопомощи и взаимоподдержки между Церквами, служащими одной общей цели – дабы каждый человек мог услышать – впервые или же очередной, может быть, решающий, раз – весть, указывающую на источник исцеления, и посредством этого приблизиться к таинствам, источнику истинной жизни.
Подчеркивая значимость этого процесса, представляющего яркое свидетельство веры, выражаемой в делах милосердия и взаимопомощи, я одновременно выражаю признание и благодарность институту Папских Миссионерских Обществ, действенному инструменту в соработании всеобщей миссии Церкви в мире. Благодаря деятельности Папских Миссионерских Обществ провозглашаемая Благая Весть приносит конкретные плоды: помощь ближнему, справедливость для бедных, возможность получения образования в самых отдаленных селах, медицинская помощь в самых отдаленных местах, избавление от нищеты, реабилитация и возвращение к нормальной жизни представителей маргинальных слоев, поддержка развивающихся народов, преодоление этнических разногласий, уважение к человеческой жизни на всех ее этапах.
Возлюбленные братья и сестры, призываю в молитве, да изольется Дух Святой на благое дело евангелизации ad gentes, на всех подвизающихся на этой ниве, дабы, подкрепленное благодатью Божией, дело евангелизации играло все более значимую роль в формировании облика современного мира. И, вслед за блаженным Джоном Генри Ньюманом, повторяю слова молитвы: «Господи, будь всегда с миссионерами, идущими возвещать Евангелие в новые земли, вложи нужные слова в их уста, соделай плодотворным их труд». И пусть Пресвятая Дева Мария, Матерь Церкви и Звезда евангелизации, неустанно сопровождает всех глашатаев Благой Вести.
Дано в Ватикане, дня 6 января 2012, в Торжество Богоявления
БЕНЕДИКТ XVI PP.
(перевел диакон Анатолий Гамза SVD)
Точка зрения редакции не обязательно совпадает с точкой зрения авторов.
При полном или частичном воспроизведении материалов сайта гиперссылка на SKGNEWS.COM обязательна.
В отличие от официальных католических СМИ, наш сайт не получает никакого финансирования. Если вы считаете наши материалы полезными, вы можете поддержать этот проект.