Витторио Мессори, известный российскому читателю, главным образом, по знаменитому интервью с Папой Иоанном Павлом II, изданном в виде книги «Переступить порог надежды», заявил, что феномен Меджугорья представляет собой «наиболее массовое движение в потрепанном после Собора католицизме». Он указал на то, что за прошедшие годы в Меджугорье «множество людей обрели веру или укрепили свою ослабевшую веру».
Мессори выразил надежду, что Франциск будет достаточно благоразумен, чтобы не высказывать окончательной официальной позиции относительно подлинности явлений, а ограничится указанием на их духовные плоды. «Я надеюсь, что решение будет промежуточным», – сказал он.
В 1991 году епископы бывшей Югославии опубликовали заявление, в котором говорилось, что «сверхъестественный характер явлений не может быть подтвержден». До сегодняшнего дня это является наиболее авторитетным суждением Церкви. Ватикан выступал с предупреждением к пастырям, призывая их воздерживаться от действий, которые могли бы быть истолкованы как признание Церковью предполагаемых явлений Девы Марии в Меджугорье, в частности в 1995 году Конгрегация вероучения запретила организацию официальных паломничеств в места явлений, подлинность которых еще не установлена.
Однако римские понтифики до сих не выступали с публичными оценками феномена Меджугорья. По некоторым свидетельствам, св. Иоанн Павел II относился к этим явлениям благосклонно; более того, по одной из версий, когда он рассматривал возможность своей отставки, его желанием было провести остаток своих дней, живя в Меджугорье и исповедуя паломников. Словацкий епископ Павол Гнилица сообщал, что Иоанн Павел II в разговоре с ним признался: «Если бы я не был Папой, я бы поехал в Меджугорье прямо сейчас».
Йозеф Ратцингер, возглавлявший Конгрегацию вероучения в период, когда получили известность предполагаемые явления в Меджугорье, также не выступал с каким-либо осуждением этого феномена. В пространном интервью с тем же Витторио Мессори, изданном в 1985 году в виде книги «Отчет о вере», Ратцингер так отвечал на вопрос о его отношении к Меджугорью:
«В этой области, более чем где-либо, основополагающим принципом политики Конгрегации является терпение. Не существует явлений, совершенно необходимых для веры; Откровение завершилось в Иисусе Христе. Он Сам – это Откровение. Но, разумеется, мы не можем запретить Богу обращаться к нашему времени через простых людей или через необычайные знамения, указывающие на недостатки культур, отмеченных рационализмом и позитивизмом, которые властвуют над нами. Явления, официально признанные Церковью – особенно Лурд и Фатима – занимают свое определенное место в развитии жизни Церкви в последнем столетии. Они, помимо прочего, показывают, что Откровение – хотя оно и уникально, завершено и потому не может быть превзойдено – это всё же не мертвая вещь, но что-то живое и животворящее. Более того – не касаясь Меджугорья, относительно которого я не могу вынести суждения, поскольку это дело всё еще изучается Конгрегацией – одним из знамений наших времен является то, что число сообщений о «явлениях Марии» множится по всему миру. Например, сообщения из Африки и с других континентов приходят в отделы Конгрегации, в компетенцию которых входит заниматься такими сообщениями».
«Одним из наших критериев является отделение аспекта подлинности или вымышленности «духовности» явления от его духовных плодов. Паломничества в древнем христианстве часто совершались в такие места, относительно которых наш критический дух современных людей зачастую пришел бы в замешательство в том, что касается «научной подлинности» связанной с ними традиции. Однако это не отменяет того факта, что эти паломничества были плодотворными, полезными и важными для жизни христианского народа. Проблема состоит не столько в современном гиперкритицизме (который, кроме того, впоследствии выливается в новую форму легковерности), сколько в том, чтобы оценить жизненную силу и ортодоксию религиозной жизни, которая получает развитие вокруг таких мест».
Тем не менее, епископ Мостра-Дувно Ратко Перич, в чьей юрисдикции находится Меджугорье, сообщал, что во время его визита ad limina в 2006 году Бенедикт XVI будто бы сказал ему: «Мы в Конгрегации всегда спрашивали друг друга – как верующий может считать подлинными явления, происходящие каждый день на протяжении стольких лет?» Однако поскольку епископ Перич известен своей бескомпромиссной позицией в отношении явлений в Меджугорье, подлинность которых он всегда отрицал, трудно сказать, насколько можно принимать во внимание его свидетельство, тем более что речь идет о приватной беседе.
17 марта 2010 года, в ответ на запрос епископов Боснии и Герцеговины, Бенедикт XVI распорядился учредить комиссию по изучению феномена Меджугорья, главой которой был назначен кардинал Камилло Руини. 6 июня 2015 года Франциск сообщил журналистам, что комиссия завершила свою работу и вскоре сможет объявить свое решение.
В отличие от взвешенных заявлений Йозефа Ратцингера, высказывания Хорхе Марио Бергольо в отношении Меджугорья выдержаны в гораздо более резких тонах. Франциск не скрывает своего скептического отношения к явлениям, выражая это в свойственной ему просторечной манере. В одной из своих ежедневных проповедей в доме св. Марфы в ноябре 2013 года он заявил:
«Любопытство заставляет нас желать ощущать, что Господь находится здесь или там; побуждает нас говорить: “А я знаю провидца или провидицу, которая получает письма от Мадонны, послания от Мадонны”. Но послушай, Мадонна – это Мать! И она любит всех нас. Но она не начальник почтового отделения, чтобы каждый день слать нам послания».
Также, уже после сделанного им заявления о скором объявлении решений комиссии по Меджугорью, которая, по его словам, «проделала прекрасную работу, прекрасную работу», он вновь во время своей очередной «домашней» проповеди сделал саркастическую ремарку, которая многими была отнесена на счет явлений в Меджугорье:
«Но где эти визионеры, которые говорят, что Мадонна сегодня пошлет письмо в 4 часа пополудни? Например, не?.. Это не христианская идентичность. Последнее слово Бога называется Иисус, и ничего больше».
Именно этот публично выражаемый скептицизм Франциска и вызвал беспокойство некоторых наблюдателей относительно того, что Церковь на этот раз может отойти от свойственной ей осторожности и высказать суждение, которое может оскорбить и оттолкнуть многих верующих. Так, по мнению итальянского ватиканиста Антонио Соччи, такие высказывания Франциска создают ощущение наличия у него предвзятости и изначального недоверия к явлениям, о чем он сам прямо заявляет в одной своей книге:
«Я моментально испытываю недоверие в случаях с исцелениями, особенно когда речь идет об откровениях или видениях; все эти вещи сразу заставляют меня защищаться… Бог – это не что-то вроде Correo Andreani [известная аргентинская почтовая служба], который постоянно отправляет послания… конечно, надо оставить место для того, кого Бог избирает как пророка, с характеристиками настоящего пророка. Но обычно это не те, которые приходят и говорят, что у них есть письмецо с неба. Часто в Буэнос-Айресе мне приходилось разоблачать многих, потому что это были лжепророки»
(интервью Хорхе Марио Бергольо аргентинскому равввину Абрахаму Скорке, изданное в виде книги «На небе и на земле»).
Также и в другом своем интервью, данном бразильскому священнику Александру Ави Меллу и изданном в виде книги «Она – моя Мать: встречи Папы Франциска с Марией», Франциск явно выражает свой скептицизм относительно реальности предполагаемых явлений и мотивов, которыми руководствуются меджугорские «провидцы». О. Ави Меллу утверждает, что, по мнению Франциска, люди, заявляющие, что имеют видения, либо имеют психологические проблемы, либо сознательно обманывают народ. Кроме того, он высмеял мысль, будто Дева Мария может являться «по расписанию», как заявляют визионеры из Меджугорья. Тем не менее, Франциск признал, что феномен Меджугорья приносит некоторые духовные плоды, сказав: «Ну, даже посреди человеческих глупостей Бог продолжает делать чудеса, ведь так?»
Соччи считает, что насмешливые высказывания Франциска не согласуются с серьезностью, осторожностью и мудростью, с которой Церковь обычно говорит о таких вещах, поскольку они могут задевать самые глубокие чувства множества людей. В то же время, он выражает надежду, что комиссия кардинала Руини и префект Конгрегации вероучения кардинал Мюллер продемонстрируют свою объективность, компетентность и твердость, вне зависимости от личных предпочтений Франциска.
Точка зрения редакции не обязательно совпадает с точкой зрения авторов.
При полном или частичном воспроизведении материалов сайта гиперссылка на SKGNEWS.COM обязательна.
В отличие от официальных католических СМИ, наш сайт не получает никакого финансирования. Если вы считаете наши материалы полезными, вы можете поддержать этот проект.