В ходе визита Франциска в Боливию многие наблюдатели отмечают особую близость между ним и президентом этой страны Эво Моралесом, которая заметна в жестах, рукопожатиях и выражениях, которые они используют в своих выступлениях. Моралес неоднократно называл его «брат Папа», а Бергольо благодарил президента за «братский прием», который был ему оказан. Моралес с самых первых минут пребывания Франциска в Боливии не устает преподносить ему подарки: уже во время встречи в аэропорту Эль-Альто он надел ему на шею «чуспу» – небольшую сумку-мешочек, в которой местные жители традиционно хранят листья коки. Чуспа является принадлежностью церемониального облачения аймарского священника, в том числе и самого высокого ранга. Она орнаментирована священными символами. Ее обычно вешают на шею и располагают на груди посередине. В Боливии кока считается священным растением, которое служит посредником между миром богов и миром людей. Листья коки священники жуют во время ритуалов.
Во время встречи в президентском дворце в Ла-Пасе Моралес повесил на шею Франциска другой, не менее священный для себя символ: серп и молот, в который вписано распятие, таким образом, что боёк молота образует перекладину креста. Кроме того, Моралес вручил Франциску еще и большой экземпляр такого же коммунистического распятия.
В некоторых странах, таких как Литва, Латвия, Эстония, Польша, Венгрия, Грузия, Украина, коммунистическая символика «серп и молот» приравнена к фашистской символике и ее использование запрещено. Наблюдатели, впрочем, отмечают, что подобное распятие было у испанского иезуита о. Луиса Эспиналя, который около 20 лет находился на миссии в Боливии и активно выступал в защиту прав человека. Эспиналь был зверски убит в 1980 году во время диктатуры Луиса Гарсиа Месы.
В ответ ватиканский гость подарил Моралесу репродкуцию иконы “Salus Populi Romani” и экземпляры своей энциклики “Laudato si’” и Апостольского наставления “Evangelii gaudium” на испанском языке.
Еще одним политически окрашенным подарком Моралеса стала «Книга моря» (El libro del mar), в которой рассказывается о территориальных потерях, понесенных страной в результате Второй Тихоокеанской войны (1879-1883 годы), когда боливийцы лишились пустыни Атакама с богатыми запасами селитры и меди, а также выхода к морю — прибрежные земли были оккупированы Чили. Боливия настойчиво добивается возвращения выхода к Тихому океану и в 2013 году подала в Международный суд в Гааге иск против Чили в связи с территориальным спором.
Несмотря на весьма дружеские чувства, которые Моралес демонстрирует к Франциску, известно, что его отношения с местной католической церковью отнюдь не столь радужные. После своего прихода к власти в 2006 году Моралес устранил Библию и крест из президентского дворца и официальных государственных церемоний, а также провел конституционную реформу, в результате которой в 2009 году был отменен официальный статус католической религии в Боливии, а преамбула нынешней конституции стала содержать упоминание хтонического индейского божества Пачамамы. Будучи коренным индейцем, Моралес рассматривает католическую церковь как институт, столетиями притеснявший местное население Боливии, а также поддерживавший господствующие классы в их дискриминационной политике против беднейших слоев населения. Об этом он не забыл упомянуть и во время встречи в среду, добавив, что при нынешнем папе положение вещей изменилось, поскольку он «помогает освобождению нашего народа».
UPD: Как выяснилось, «медальоны», которые президент Моралес повесил на шею Франциска, на самом деля являются орденами: 1) высшая государственная награда Боливии — Национальный орден Кондора Андов в ее высшей степени «Большая орденская цепь»; 2) Орден за заслуги «Луис Эспиналь Кампс». Как сообщила
Точка зрения редакции не обязательно совпадает с точкой зрения авторов.
При полном или частичном воспроизведении материалов сайта гиперссылка на SKGNEWS.COM обязательна.
В отличие от официальных католических СМИ, наш сайт не получает никакого финансирования. Если вы считаете наши материалы полезными, вы можете поддержать этот проект.