«В свете призвания к постоянному служению Церкви в диаконском сане необходимо помнить, что диаконы не являются «полусвященниками», которые могут делать почти всё, или «мирянами в столах»; речь идет о клириках с собственной идентичностью призвания и духовности, которую следует развивать и постигать, принимая за отправную точку сам диаконат, а не сравнение с пресвитератом или апостольским служением мирян». Этим словами префект Конгрегации по делам духовенства кардинал Беньямино Стелла обратился вчера к участникам XXV национального симпозиума диаконов Италии, который завершится сегодня в Кампобассо выступлением проповедника Папского дома о. Раньеро Канталамессы.
В своей речи кардинал Стелла также сказал: «Надо признать за диаконатом “право гражданства”, не только в теории, которая сама по себе ясна, но главным образом, в конкретной жизни наших местных церквей, чтобы они могли всё больше развиваться как “общины служения” и непрестанно обогащаться плодами драгоценного призвания к диаконату и связанного с ним служения, восстановленного в недавнее время из церковной сокровищницы и подаренного Церкви сегодняшнего и завтрашнего дня».
Особым образом диаконскому служению соответствуют дела милосердия и управления материальными благами Церкви – две области, «которые никогда не отделяются друг от друга. В самом деле, то, что Церковь обладает материальными благами, оправдывается, помимо расходов на нужды культа и поддержку священнослужителей, также и осуществлением евангельского служения милосердия по отношению к бедным».
Работа диакона по управлению материальными благами диоцеза «могла бы помочь восстановить глубокую связь, существующую между материальными благами и служением милосердия», — сказал кардинал.
Другой пример, «который описывает служение, носящее специфически диаконский характер, касается религиозной помощи больным в медицинских структурах, являющейся как бы “авангардом” по отношению к служению капелланов».
Кардинал Стелла также призвал «максимально внимательно» относиться к случаям «рукоположения в пресвитерский сан постоянных диаконов, состоящих в целибате или овдовевших», подчеркнув, что диаконат и пресвитерат – «это два различных призвания, равным образом постоянных, вследствие чего переход от одного к другому является редчайшим исключением, не допускающим никакого автоматизма».