Итальянский ватиканист Сандро Маджистер сообщил об очередной «утечке» — информации о том, кто и когда сделает первый доклад на предстоящем в октябре Синоде епископов, который, как и предыдущий, будет посвящен вопросам семьи и брака. Однако на этот раз для получения такой информации не пришлось прибегать к помощи «кротов» или «заслуживающих доверия источников» — оказалось, что для этого достаточно заглянуть в литургический календарь. Первым выступающим на Синоде станет Святой Дух, который будет говорить словами — или даже рыком — Евангелия от Марка.
Не секрет, что наибольшее внимание общественности в связи с приближающимся Синодом привлечено к вопросу о том, сумеют ли «прогрессисты», возглавляемые кардиналом Вальтером Каспером, протолкнуть идею о допуске к Причастию разведенных католиков, вступивших в повторный светский брак. В более широкой перспективе это означает не только дисциплинарные послабления, но и изменение традиционного учения Католической Церкви о браке, которое веками основывалось на убежденности в непреложности слов Иисуса Христа. Как известно, на внеочередном Синоде епископов, проходившем в прошлом году, такие попытки не нашли широкой поддержки епископов со всего мира, причем основными антагонистами выступили африканские иерархи. Несмотря на то, что изначально кардинал Каспер заявлял о безусловной поддержке его тезисов папой Франциском (косвенно это подтверждалось тем, что инициатива на Синоде и в самом деле была отдана в руки сторонников реформирования церковного учения, в частности, генерального секретаря Синода кардинала Лоренцо Балдиссери), за прошедшие месяцы высказывания Бергольо явно свидетельствуют о том, что он не стремится идти на конфликт со значительной частью мирового епископата и предпочитает делать заявления в русле церковной традиции. Тем не менее, реформаторы не теряют своих надежд и продолжают собирать силы для предстоящей борьбы: в частности, широкий резонанс получила прошедшая в мае этого года в Риме встреча за закрытыми дверями, в которой приняли участие те епископы Германии, Франции и Швейцарии, которые считаются симпатизирующими идеям кардинала Каспера.
Именно для этой «партии перемен» может стать неприятным сюрпризом «открытие», сделанное Сандро Маджистером: 4 октября, в день начала Синода, во всех церквях мира, где служится Месса по ординарной форме римского обряда (за исключением тех, где на уровне торжества будет праздноваться день памяти св. Франциска Ассизского) будет читаться Евангелие 27-го воскресенья рядового времени (год B), а именно, отрывок из Евангелия от Марка, гл. 10, 2-12:
Подошли фарисеи и спросили, искушая Его: позволительно ли разводиться мужу с женою?
Он сказал им в ответ: что заповедал вам Моисей?
Они сказали: Моисей позволил писать разводное письмо и разводиться.
Иисус сказал им в ответ: по жестокосердию вашему он написал вам сию заповедь.
В начале же создания, Бог мужчину и женщину сотворил их.
Посему оставит человек отца своего и мать и прилепится к жене своей, и будут два одною плотью; так что они уже не двое, но одна плоть.
Итак, что Бог сочетал, того человек да не разлучает.
В доме ученики Его опять спросили Его о том же.
Он сказал им: кто разведется с женою своею и женится на другой, тот прелюбодействует от нее;
и если жена разведется с мужем своим и выйдет за другого, прелюбодействует.
«Поборникам идеи о причащении для разведенных второбрачных (которая, на самом деле, является лазейкой для легитимизации развода) будет несколько затруднительно игнорировать эти слова Иисуса – столь ясные, столь однозначные, и, с их точки зрения, столь немилосердные в отношении “жестокосердых”», — замечает Маджистер.
По его словам, в Евангелии от Марка отсутствует даже загадочное “исключение” в отношении запрета на развод – “ кроме вины прелюбодеяния (porneia)”, которое имеется в параллельном отрывке Евангелия от Матфея, но которое, в любом случае, в Католической Церкви никогда не толковалось даже как частичное разрешение развода.
«Конечно, нет недостатка в экзегетах, которые прочитывают в словах Иисуса не отмену, но поддержку возможности развода, предоставляемой законом Моисеевым – как, например, сделал два месяца назад камальдульский монах Гвидо Инноченцо Гаргано, известный библеист и патролог. Однако для Отцов Синода будет всё же крайне затруднительно подписаться под таким прочтением Евангелия, настолько радикально противоречащим единодушному толкованию, которое на протяжении двух тысячелетий делалось Отцами и Учителями Церкви, Папами и Вселенскими соборами.
Непросто будет и «продать» тезис, согласно которому послабление в «пастырских вопросах» не затронет догму о нерасторжимости брака.
Чтобы освежить у всех память, в первый день Синода во всех церквях мира раздастся рык евангельского льва».
Точка зрения редакции не обязательно совпадает с точкой зрения авторов.
При полном или частичном воспроизведении материалов сайта гиперссылка на SKGNEWS.COM обязательна.
В отличие от официальных католических СМИ, наш сайт не получает никакого финансирования. Если вы считаете наши материалы полезными, вы можете поддержать этот проект.