Сегодня был обнародован текст постсинодального апостольского обращения папы Франциска
Несмотря на то, что ранее кардинал Каспер выступал с заявлениями, согласно которым этот документ должен стать революционным и «поможет перевернуть страницу истории Церкви по завершении периода в 1700 лет», на первый взгляд, каких-либо действительно революционных решений в нем не содержится.
Франциск не стал делать прямого заявления относительно вопроса о допуске к Причастию разведенных пар, однако в одной из сносок (351) своего апостольского обращения он оставил это вопрос открытым для дальнейших дискуссий.
Франциск написал, что лицо, находящееся в «объективной ситуации греха» (второй брак не назван здесь прямо), «может любить и возрастать в жизни в благодати и любви, получая для этой цели помощь от Церкви».
В сноске к этому параграфу добавлено следующее: «В некоторых случаях это может включать и помощь таинств». Само по себе это замечание не содержит ничего нового – ведь, например, помощь, получаемая в таинстве Покаяния как раз предназначена для людей, «находящихся в ситуации греха». Однако принципиальным моментом здесь является то, что верующий, ищущий помощи в этом таинстве, должен иметь твердое намерение прекратить эту ситуацию и отвергнуть грех. Тогда как из контекста рассуждений, к которым сделана эта сноска, следует, что речь идет, скорее, о тех ситуациях, когда человек, в силу различных причин, не в состоянии избавиться от этой «ситуации объективного греха». Содержащиеся далее в той же сноске цитаты из апостольского обращения Франциска “Evangelii gaudium” подтверждают, что речь идет о том, что от кающегося не следует требовать слишком многого – возможно, исповедник не должен настаивать на том, чтобы грешник перестал грешить? – «Поэтому “напоминаю священникам, что исповедальня должна быть не пыточной камерой, а местом милосердия Господня ”. Также я указываю, что Евхаристия “служит не наградой для совершенных, а великодушным исцелением и подкреплением для немощных”».
Таким образом, в вопросе, ставшем едва ли не главным камнем преткновения на Синоде, Франциск высказался с характерной для него двусмысленностью, с одной стороны, не решаясь брать на себя ответственность и навлекать гнев консервативных епископов, священников и мирян, а с другой стороны – давая видимость легитимности пастырской практике, уже существующей во многих поместных церквах и прямо противоречащей Евангелию и традиционному учению Церкви. Нет сомнений, что эти слова будут сплошь и рядом использоваться либеральными пастырями для оправдания своих релятивистских взглядов в области морали.
В своем
К сожалению, в очередной раз епископ Рима следует не ясному указанию Христа: «Да будет слово ваше: да, да; нет, нет; а что сверх этого, то от лукавого» (Мф 5, 37), а своему излюбленному принципу «Кто я такой, чтобы судить?». Вместо того чтобы выступить в роли верховного пастыря и учителя в столь важном вопросе, он ограничивается невнятным комментарием, призывая пастырей «совершать ответственное личное и пастырское распознавание в каждом отдельном случае».
В то же время, в документе достаточно четко высказана позиция, осуждающая искусственную контрацепцию, стерилизацию и аборты, а также подтверждена невозможность проводить «аналогии, даже отдаленные» между браком и однополыми союзами. Затронуты также и некоторые частные ситуации, вредящие совместной жизни супругов и уже упоминавшиеся Франциском в своих проповедях, например, «когда во время трапезы каждый сосредоточен на своем мобильном телефоне, или когда один из супругов засыпает, ожидая другого, который проводит часы за каким-нибудь электронным устройством».
Точка зрения редакции не обязательно совпадает с точкой зрения авторов.
При полном или частичном воспроизведении материалов сайта гиперссылка на SKGNEWS.COM обязательна.
В отличие от официальных католических СМИ, наш сайт не получает никакого финансирования. Если вы считаете наши материалы полезными, вы можете поддержать этот проект.