История с выборочным цитированием (а точнее говоря, фальсификацией) письма Бенедикта XVI префектом ватиканского Секретариата по делам коммуникаций монс. Дарио Эдоардо Вигано подошла, казалось бы, к логическому завершению. Скандал, с легкой руки ватиканистов получивший название «Леттергейт» (по аналогии с «Уотергейтом», приведшим в 1974 году к отставке президента США Ричарда Никсона), вышел далеко за пределы внутрицерковных разборок и получил широкое освещение в мировых СМИ, причем весьма критическую позицию к ставленнику Бергольо заняли даже такие монстры либеральной прессы как агентства Associated Press и Reuters, обычно достаточно лояльно относящиеся к «папе нового типа», отстаивающему близкие секуляризованному сознанию ценности. Но в этом случае монс. Вигано настолько нагло и бесцеремонно нарушил все мыслимые стандарты журналистской деятельности, что его коллеги как в церковных, так и светских СМИ дружным хором потребовали его головы. Тем не менее, изобразить из себя цивилизованную контору Секретариату не удалось — несмотря на очевидную неприглядность сложившейся ситуации, Ватикану понадобилась почти неделя, чтобы отправить незадачливого реформатора ватиканских медиа в отставку.
Однако, как выяснилось, даже и с этой отставкой всё не так просто. Сообщение о ней было опубликовано в бюллетене Зала Печати Святого Престола с приложением фотокопий письма монс. Вигано Франциску и ответного письма Бергольо. Комментируя их содержание, известный американский блоггер о. Джон Цульсдорф пишет:
Вместо того, чтобы ограничиться написанием простого заявления об отставке, Вигано растягивает свою агонию на послание из почти 350 слов, включающих обзор истории человечества, краткое содержание понтификата, рецепт пирога и свадебный тост. Серьезно, всё что ему требовалось сказать – это «Ваше Святейшество, настоящим письмом я прошу Вас принять мою отставку. Спасибо». Но нет.
Вместого того, чтобы ограничиться простым «Отставка принята», Его Святейшество – которого никто бы не упрекнул, если бы он заснул, читая всё вышеизложенное – ответил уже своими 180 с лишком словами, в которых он, невероятное дело, сообщил о том, что ВНОВЬ НАНИМАЕТ Вигано в качестве «Ассессора» — по сути дела, второго лица – в той же самой конторе, которую он [Вигано] довел до того, что она изрядно подмочила репутацию Святого Престола на международной арене. По всей видимости, Франциск хочет держать Вигано под рукой, чтобы он мог и впредь «оказывать человеческую и профессиональную помощь новому Префекту».
Некоторые бесцеремонно вышвыриваются с должности. А некоторым всего лишь грозят пальчиком.
Всё это – тайны милосердия.
Впрочем, едва ли можно полагать, что столь мягкое наказание для Вигано – свидетельство какого-то особого к нему расположения со стороны Франциска. Скорее, напротив, если Бергольо объяснили в деталях, какую медвежью услугу оказал ему бывший префект (а в этом гадюшнике наверняка всегда найдутся доброжелатели, готовые донести на ближнего), он должен был быть в бешенстве и с радостью сослал бы Вигано в какой-нибудь Ирак или Сирию. Но со стороны это выглядело бы как полное признание вины и деятельное раскаяние, а этого закомплексованный аргентинский иезуит не может допустить ни в коем случае. Поэтому и было принято решение демонстративно оставить Вигано в Секретариате. Скорее всего, мстительный Бергольо сведет с ним счеты по-тихому и спустя какое-то время, как он это любит. Ведь мстить, и в самом деле, есть за что. Желая угодить шефу и преподнести к 5-летнему юбилею его «понтификата» поздравительное послание от самого Папы Бенедикта, Вигано удалось сотворить скандал, который полностью затмил этот юбилей, вытеснив его на второй или даже на третий план. Все эти дни с 13 марта все говорили лишь об epic fail, которым обернулась реформа ватиканских СМИ и римской курии в целом, а про грандиозные достижения самого великого реформатора практически никто не вспоминал — да и вспоминать-то особо нечего. Практически ни одна из реформ, о которых объявлялось с такой помпой, за эти пять лет не была осуществлена, в курии процветает кумовство и коррупция, поддерживаемые лично Франциском, его волюнтаризм и авторитарный стиль правления рождают атмосферу страха в ватиканских учреждениях, а на уровне Вселенской Церкви углубляется раскол, протагонистом которого (причем, не исключено, что сознательным и злонамеренным) является сам Бергольо. По словам авторитетного ватиканиста Эдварда Пентина, «среди всё большего числа католиков нарастает тревога и гнев, когда они видят непрекращающийся поток лжи, манипуляций и скандалов, исходящий из Ватикана при папе Франциске».
Вряд ли этот поток, о котором говорит Пентин, закончится с отставкой Вигано, который является достаточно незначительно персоной, тем более, что эта отставка получилась нарочито бутафорской. Результатом «Уотергейта» стала отставка президента Никсона, а не третьеразрядного чиновника Госдепартамента. Чтобы изменить ситуацию в Ватикане, следует купить билет в один конец до Буэнос-Айреса человеку, который несет личную ответственность за то, что сегодня происходит в Церкви, а не издевательски переназначать мелкую пешку, которая всего лишь пыталась сделать приятное своему работодателю.
Точка зрения редакции не обязательно совпадает с точкой зрения авторов.
При полном или частичном воспроизведении материалов сайта гиперссылка на SKGNEWS.COM обязательна.
В отличие от официальных католических СМИ, наш сайт не получает никакого финансирования. Если вы считаете наши материалы полезными, вы можете поддержать этот проект.