1. Относительно вопроса о гомосексуализме, лежащего в основе большинства сексуальных злоупотреблений, совершаемых священниками, почти все из которых направлены на молодых и очень молодых мужчин, перешагнувших порог полового созревания, продолжает воздвигаться непреодолимая стена молчания.
На вопрос, заданный на пресс-конференции в полдень, архиепископ Чарльз Шиклуна, являющийся ключевой фигурой оргкомитета саммита, повторил, как и вчера, что гомосексуализм «не имеет ничего общего с сексуальным насилием в отношении несовершеннолетних».
*
2. На пресс-конференции вновь появился кардинал Шон П. О’Мэлли, еще год назад — самый высокопоставленный представитель папы в этой области (и на то были серьезные причины). Однако впоследствии он впал в немилость и был исключен из процесса подготовки саммита, несмотря на то что он продолжает председательствовать в Папском совете по защите несовершеннолетних.
Рядом с О’Мэлли сидели не кто иные, как два человека, которых папа Франциск теперь использует как верных исполнителей своих желаний: кардинал Блейз Супич и архиепископ Чарльз Шиклуна.
Но это не означает, что О’Мэлли вскоре будет реабилитирован. Было объявлено, что в понедельник, 25 февраля, на следующий день после окончания саммита, Франциск проведет встречу с членами оргкомитета, прежде всего с Супичем и Шиклуной, с главами дикастерий курии, имеющих отношение к теме саммита, и с некоторыми экспертами. А как же Папский совет по защите несовершеннолетних и его председатель О’Мэлли? Его не позвали. Папа продолжит действовать без него.
*
3. Как многие и предсказывали, достигло своего апогея столкновение между Римом и конференцией епископов США, начавшееся в ноябре прошлого года после того как папа запретил поставить на голосование два практических решения как противостоять тому, насколько безответственно и неэффективно отдельные епископы пытаются решать вопросы сексуального насилия.
В самом деле, право презентации альтернативного решения во время саммита было предоставлено кардиналу Супичу — архиепископу Чикаго и несгибаемому берголианцу, а также протеже бывшего кардинала Теодора Маккэррика, который теперь из-за своих злодеяний возвращен в статус мирянина. И это то самое решение, которое он ранее, по согласованию с Римом, предлагал в пику тому, что намеревалась осуществить американская епископская конференция.
В общих чертах, решение Супича и папы Франциска состоит в том, чтобы поручить первый этап расследования безответственных и неэффективных действий епископа в отношении случаев сексуального насилия не независимому сообществу мирян — как планировала поступить американская конференция епископов — но митрополиту собственной церковной провинции епископа. При этом результаты расследования впоследствии отправляются Святому Престолу, который и будет заниматься решением его дальнейшей судьбы.
*
4. Незадолго до Супича, утром 22 февраля, на саммите с еще одним докладом выступил индийский кардинал Освальд Грасиас, который является также членом совета девяти кардиналов (теперь число его членов сокращено до 6), помогающего Франциску в реформе курии и управлении Вселенской церковью.
Однако за несколько часов до выступления Грасиаса BBC опубликовала статью, обвиняющую его в халатности при рассмотрении двух случаев сексуального насилия, совершенного священниками его архиепархии Мумбаи в 2015 и 2009 году.
Что касается дела 2015 года, архиепархия Мумбаи немедленно опубликовала весьма подробный ответ, выражающий твердую убежденность в оправданности поведения Грасиаса и содержащий имена всех причастных лиц.
*
При этом ни одного слова не было сказано о деле 2009 года, которое, согласно сообщению BBC, выглядит как классический сценарий того, как священник, не понесший никакого наказания после обвинения в совершении проступка, продолжил работать, несмотря на высокую вероятность того, что он может совершить повторные злоупотребления.
*
Но гораздо в большей степени, чем кардинал Грасиас, именно сам папа непосредственно в день открытия саммита вновь был призван дать ответ относительно покровительства, оказываемого им аргентинцу Густаво Оскару Санкетте, своему другу и духовному сыну. Последний ранее являлся заместителем секретаря конференции епископов Аргентины, затем был назначен епископом Орана летом 2013 года, но уже летом 2017 года подал в отставку с размытой формулировкой по «состоянию здоровья», чтобы в декабре того же года незамедлительно получить от папы учрежденный специально для него пост ассессора в ватиканской Администрации имущества Апостольского Престола.
В минувшее Рождество аргентинская газета «El Tribuno» опубликовала сообщение о том, что в бытность Санкетты епископом Орана нунцию в Аргентине была отправлена жалоба на него, в которой епископ обвинялся в домогательствах к дюжине семинаристов.
4 января директор пресс-службы Ватикана опроверг эту новость, заявив, что Ватикан не получал обвинений против Санкетты вплоть до осени 2018 года, и что в Аргентине проводится предварительное расследование для оценки их достоверности.
Однако 21 февраля журналистка «El Tribuno» Сильвия Новяски, опубликовала новую статью на эту тему, сопроводив ее документальным подтверждением того, что чрезвычайно подробные обвинения, касающиеся ненадлежащего поведения Санкетты, неоднократно отправлялись священнослужителями Оранского диоцеза компетентным лицам в Аргентине и в Риме с 2015 по 2017 год. В статье делается вывод, что папа Франциск был прекрасно осведомлен о проступках своего протеже задолго до того как он принял его отставку с поста епископа Орана и назначил его ассессором Администрации имущества Апостольского Престола.
При этом Санкетта до сих пор занимает этот пост, в то время как папа продолжает отмалчиваться – в самый разгар саммита, созванного, чтобы пролить свет на эту крайне болезненную сторону жизни Церкви.
Комментарий СКГ: История с епископом Санкеттой получила известность пару месяцев назад, когда сообщалось, что он делал обнаженные селфи, «публично совершал сексуальные акты» и домогался семинаристов. Его бывший генеральный викарий о. Хуан Хосе Манзано утверждает, что сообщал об этом в Рим ещё в 2015 году, после чего Санкетту даже вызвали в Ватикан, но никакого расследования произведено не было. После своего возвращения Санкетта стал вести себя ещё более нагло и агрессивно, стал приходить в семинарию и распивать с семинаристами алкогольные напитки. Ректор старался присутствовать во время этих визитов, но епископ избегал его и всячески пытался дискредитировать ректора перед семинаристами. В 2017 году генвикарий и ректор снова доложили о поведении епископа в Рим, после чего он повторно был вызван туда, встретился с Франциском, и в том же году подал в отставку по состоянию здоровья. Однако в декабре того же года Санкетту назначили на только что созданную должность ассессора Администрации церковного имущества Святого Престола.
Теперь в Ватикане утверждают, что им ничего не было известно об обвинениях против Санкетты и первую информацию они получили несколько недель назад. Интересно, что сам генвикарий всячески подчеркивает, что «царь хороший, а бояре плохие», то есть что Бергольо стал жертвой «манипуляций» Санкетты. «Не было никакого намерения что-либо скрывать. У Святого Отца никогда не было никакого намерения защищать его от чего-либо». Однако факты говорят об обратном, и то, что Санкетта является давним знакомым и протеже Бергольо едва ли позволяет поверить в непредвзятость, беспристрастность и неосведомленность Франциска.
Из документа, только что опубликованного в «El Tribuno», следует, что еще в 2015 году канцлер-секретарь епархии о. Луис Диас обнаружил на телефоне епископа Санкетты его селфи, на которых он был запечатлен «обнаженным и мастурбирующим», причем епископ отправлял эти фотографии «третьим лицам» через WhatsApp. Секретарь обнаружил эти фото, а также некоторые загруженные порнографические материалы случайно, когда по просьбе самого епископа копировал фотографии, относящиеся к епархиальной деятельности, с его телефона на куриальный компьютер, чтобы затем выложить их на епархиальную страницу на Facebook. Секретарь скопировал папку с фотографиями на другой компьютер, установил на нее пароль и немедленно доложил об этом церковным властям. Он, в частности, связался с епископом Орана на покое Марсело Коломбо, и тот посоветовал ему обратиться к архиепископу Сальты Марио Карнельо. Тот, в свою очередь, «учитывая серьезность ситуации и то, что Санкетта является личным другом папы Франциска», порекомендовал сообщить о случившемся примасу Аргентины архиепископу Буэнос-Айреса кардиналу Марио Поли, а также позвонить в нунциатуру и уведомить нунция, что в распоряжении кардинала есть весьма серьезные материалы, касающиеся епископа Санкетты. К первой жалобе на епископа, поданной в 2015 году, были приложены распечатки фотографий, найденных о. Диасом. Приблизительно в те же дни епископу позвонил Франциск и, как полагают священники, обсуждал с ним произошедшее, однако никаких мер в отношении него не последовало. Более того, после того как Санкетта побывал в Ватикане и встретился с Франциском, он с облегчением сообщал о. Диасу, что фотографии «провиденциальным образом» не попали в нунциатуру, а были отправлены непосредственно в Рим, где он имеет «личную поддержку папы Франциска и кардинала-примаса Марио Поли» (последний также является старым другом Бергольо и более десяти лет был его вспомогательным епископом, а после своего переезда в Ватикан Бергольо сделал Поли своим преемником на посту архиепископа Буэнос-Айреса и главы аргентинской церкви). По словам Санкетты, ему удалось убедить его покровителей, которые продемонстрировали ему фотографии, что они не подлинные и представляют собой фотомонтаж.
В 2016 году трое из генеральных викариев епископа и два монсиньора направили формальную жалобу в нунциатуру, в которой они сообщали о «странных отношениях» Санкетты с семинаристами, утверждая, что замечали, как он «по ночам ходил с фонариком по их комнатам, или просил их сделать ему массаж, или заходил в их комнаты, садясь к ним на кровать, или уговаривал их пить алкоголь, или выказывал предпочтения в отношении наиболее привлекательных». К жалобе были приложены письма семинаристов, испытавших на себе домогательства епископа Санкетты (двое из них несколько дней назад подали против Санкетты судебные иски, в которых обвиняют его в сексуальном насилии). Кроме сексуальных похождений Санкетты, священники сообщали о растрате им епархиальных средств и плохом управлении диоцезом.
По утверждению бывшего генерального викария монс. Манзано, после этой жалобы Франциск вновь звонил Санкетте, и тот признался в том, что имеет проблемы. Он якобы сказал Франциску: «Да, отче, я болен, мне необходимо лечение, и я подам прошение об отставке», на что Франциск пообещал ему предоставить лечение и заявил, что, по его мнению, епископ более не способен управлять епархией. Как мы знаем, «лечением» стал перевод Санкетты из Аргентины в Ватикан «по состоянию здоровья», где он ныне и проживает в отеле св. Марфы, в непосредственной близости от Бергольо, а ватиканские чиновники по сей день отрицают, что Франциску было давно известно о проступках его друга-епископа.
Точка зрения редакции не обязательно совпадает с точкой зрения авторов.
При полном или частичном воспроизведении материалов сайта гиперссылка на SKGNEWS.COM обязательна.
В отличие от официальных католических СМИ, наш сайт не получает никакого финансирования. Если вы считаете наши материалы полезными, вы можете поддержать этот проект.