Символы и реальность: странные утверждения о. Ломбарди

Католический журналист, директор новостного агентства "La Nuova Bussola Quotidiana" Риккардо Касчоли размышляет о крайне неоднозначных высказываниях пресс-секретаря Святого Престола относительно инцидента с вручением Франциску серпа и молота с распятым на них Христом.

О. Федерико ЛомбардиЧто же было сказано? «Я этого не знал» или «Это неправильно»? И его улыбка была удовлетворенной и благосклонной или смущенной? Споры бурлят по поводу значения сцены, представленной на видео, где Франциск принимает в подарок от боливийского президента Эво Моралеса распятие на серпе и молоте. Речь идет о копии скульптуры, выполненной отцом-иезуитом Луисом Эспиналем, убитым в 1980 году, которому Франциск отдал дань памяти непосредственно перед встречей с президентом.

Конечно, не нам решать, какой ответ правильный, и еще меньше мы в состоянии вообразить, что должен был на самом деле думать Папа в такой ситуации. Как не станем терять время на гнусную саморекламу Моралеса, который цинично воспользовался случаем обеспечить себе четверть часа мировой известности и даже укрепить свои авторитарные позиции внутри страны.

Но что поражает, и немало, так это комментарий ватиканского пресс-секретаря о. Федерико Ломбарди, данный им вчера вечером на Радио Ватикана. По мнению о. Ломбарди, в действительности, речь идет о символе, понятном в контексте той эпохи: «Его собратья говорят, – заявил о. Ломбарди – что этим символом (о. Эспиналь) не собирался провозглашать никакой идеологии, но хотел положить начало диалогу между всеми людьми, выступающими за свободу и справедливость в своей стране». «Поэтому этот символ необходимо рассматривать в контексте его происхождения, в контексте времени, когда он родился», — заключил о. Ломбарди.

Это один из тех классических случаев, когда заплата хуже, чем дыра, даже если допустить, что о. Ломбарди пытался, прежде всего, избежать дипломатических затруднений. Проблема однако в том, что он сделал утверждения, которые наводят на одну пугающую мысль. Как может быть назван лишенным идеологии символ (серп и молот), принадлежащий идеологии, ответственной за миллионы и миллионы смертей по всему миру? И как можно поддерживать коммунистическую басню, будто они борются за свободу и справедливость? Коммунисты всегда боролись за власть, и там, где им удавалось ее заполучить (всеми правдами и неправдами), ни для кого больше не было ни свободы, ни справедливости.

Но, прежде всего, как можно в трезвом уме утверждать, что распятие на серпе и молоте якобы является символом, который кладет начало диалогу? Если жаждать диалога означает заниматься синкретизмом христианства с любой идеологией или религией, с которой оно соприкасается, то тут есть повод для беспокойства. Если сегодня в Церкви «диалог», похоже, сделался волшебным словом в любой ситуации, чего нам еще ожидать? Распятия в форме полумесяца, символизирующего диалог с исламом? Или церкви со звездой Давида, как знак признательности нашим «старшим братьям» евреям?

Возможно, о. Эспиналь во всё это верил, но то, что пресс-секретарь Папы делает от себя такие заявления, не отдавая себе отчета в том, к каким серьезным осложнениям это ведет, заставляет о многом задуматься.

Риккардо Касчоли, La Nuova Bussola Quotidiana
Перевод: Ричард Павлов

Точка зрения редакции не обязательно совпадает с точкой зрения авторов.
При полном или частичном воспроизведении материалов сайта гиперссылка на SKGNEWS.COM обязательна.

В отличие от официальных католических СМИ, наш сайт не получает никакого финансирования. Если вы считаете наши материалы полезными, вы можете поддержать этот проект.

Оставить комментарий

Ваш email не будет опубликован.