Российские католики могут спать спокойно: еще в прошлом году московский архиепископ Паоло Пецци заверил их, что Синод епископов по вопросам семьи и брака не намерен хоть как-то изменять существующие представления о христианском браке. «В ходе рассказа епископа о Синоде и ответов на заданные аудиторией вопросы, всё более странными казались любые утверждения СМИ об инновационности предложенных Синодом тем и решений. “Никаких предложений по изменению доктрины Церкви не было. Даже намёков на таковые”, – подчеркнул епископ», – говорилось на
В то же время, в остальной части католического мира отчетливо ощущается беспокойство в связи с приближающимся вторым этапом Синода, который пройдет в Риме с 4 по 25 октября. Опасения вызывает не столько возможность немедленных радикальных нововведений в этой сфере, которые не входят в компетенцию Синода, сколько вероятность постепенной смены парадигмы, перехода от языка, в котором прямо говорится о нравственных принципах, основанных на традиции Церкви и ее непрерывном Учительстве, к языку, в котором размывается граница между добром и злом, грехом и праведностью, истиной и ложью; языку, ставящему во главу угла «открытость», «толерантность» и «пастырский подход». Попытка такого перехода была предпринята на прошлогодней Чрезвычайной ассамблее Синода, однако тогда она встретила ожесточенное сопротивление со стороны многих епископов и в итоге не набрала необходимого числа голосов, чтобы считаться мнением всего Синода. Наибольшую озабоченность у католиков, не желающих, чтобы Церковь в своем учении приспосабливалась к духу времени, вызывает то, что инициатива таких перемен исходит с самого верха церковной иерархии, а для того, чтобы добиться ее одобрения, используется давление и разного рода манипуляции. Несмотря на то, что сторонники нововведений подчеркивают, что папа Франциск не вовлечен в дискуссии и заинтересован лишь в более открытом обсуждении спорных вопросов, которое позволило бы «посмотреть объективным взглядом на реально существующие проблемы и попытаться найти возможные пути их решения», факты говорят о том, что именно аргентинский понтифик руководит процессом, хотя и старается остаться в тени, желая, чтобы необходимые решения выглядели как реализация пропагандируемого им принципа синодальности и коллегиальности. На самом деле, за неполные три года, прошедшие с избрания Хорхе Марио Бергольо, в Ватикане возобладал авторитарный стиль правления, при котором основные решения принимаются единолично самим Франциском, нередко игнорирующим мнение существующих структур римской курии и пытающимся ограничить их влияние на церковную жизнь. Реформу Церкви Франциск предпочитает обсуждать с небольшим Советом кардиналов, который был создан им почти сразу после избрания, а также с узким кругом доверенных лиц, не имеющих значимого официального статуса. Итогом непродолжительного правления папы Бергольо стала развязанная им в Церкви «гражданская война» вокруг такого фундаментального вопроса как католическая семья и брак. В последние месяцы всё громче звучат голоса, предупреждающие об опасности раскола в Католической Церкви, на что указывает даже префект Конгрегации вероучения кардинал Герхард Мюллер. Немецкие епископы заявляют о том, что церковь Германии «не является филиалом Рима» и будет самостоятельно определять для себя правила, вне зависимости от решений, принимаемых на общецерковных форумах, а епископы Африки и Польши обещают во чтобы то ни стало придерживаться традиционного учения о браке. Кардинал Бёрк, смещенный Франциском с должности префекта Верховного суда Апостольской Сигнатуры, предупреждает, что наступают трудные времена, и уверяет, что будет противостоять Франциску, если он будет продолжать двигаться в том же направлении.
До начала очередной Генеральной ассамблеи Синода епископов остается чуть больше недели, и чтобы составить лучшее представление о том, чего мы можем ожидать от этого события, в ближайшие дни СКГ начнет публикацию материалов, в которых будет сделана попытка разобраться в том, как начиналась эта история, каковы были ее основные моменты и действующие лица.
Следите за нашими анонсами!
См. также:
Гибридная война Франциска. Часть первая: предсинодальные манёвры
Гибридная война Франциска. Часть вторая: манипуляции на Синоде
Гибридная война Франциска. Часть третья: передислокация
Гибридная война Франциска. Часть четвертая: брак под канонадой
Точка зрения редакции не обязательно совпадает с точкой зрения авторов.
При полном или частичном воспроизведении материалов сайта гиперссылка на SKGNEWS.COM обязательна.
В отличие от официальных католических СМИ, наш сайт не получает никакого финансирования. Если вы считаете наши материалы полезными, вы можете поддержать этот проект.