Пожалуй, наиболее заметным следствием Синода-2014 стало изменение в поведении Франциска. Впервые после своего избрания он оказался лицом к лицу с таким количеством иерархов, представляющих различные регионы и отражающих широкий спектр богословских и пастырских взглядов. Возможно, это помогло ему осознать несовершенство своих представлений о ситуации в Церкви, а также то, что порой он не может рассчитывать даже на тех людей, которые занимают высокие посты в его собственной курии и являются его ближайшими сотрудниками. Наверняка для Франциска не было секретом, что в оппозиции к нему может оказаться префект Верховного суда Апостольской Сигнатуры кардинал Рэймонд Бёрк (от которого он, скорее всего, еще до Синода планировал избавиться), но то, что такую непримиримую позицию займет префект Конгрегации вероучения Герхард Мюллер, а тем более – член “C9” и префект Секретариата по делам экономики кардинал Джордж Пелл, вероятно, вызвало у него, как минимум, досаду. Впрочем, в отношении этих двух последних за целый год так и не было сделано никаких оргвыводов, хотя слухи о возможной замене Мюллера более лояльной кандидатурой (хотя бы тем же Бруно Форте) ходят с завидным постоянством. Пелла заменить сложнее – похоже, Франциск ценит его успехи в финансовой реформе Ватикана, хотя у него предостаточно врагов, то и дело пытающихся представить на него новый компромат (это продолжается еще с того времени, когда он был сиднейским архиепископом), так что при случае обделать его отставку не составит никакого труда.
Как бы то ни было, провал попытки продвинуть «план Каспера» с первого захода заставил Франциска стать более осторожным в своих высказываниях, чтобы не подливать масла в огонь, который вспыхнул перед его собственными глазами в октябре 2014 года. Франциск сменил риторику: если до Синода он регулярно и разными способами высказывался высказывался в пользу «открытости» в вопросах гомосексуальности и возможности второго брака, то с конца 2014 года он не произнес практически ни слова в поддержку новаторских предложений. Напротив, он усилил в своих выступлениях критику гендерной идеологии, а также стал чаще произносить суждения практически о всех спорных вопросах, связанных с темой Синода о семье – контрацепции, абортах, разводах, повторных браках, однополых союзах. И всякий раз, когда он поднимал эти темы, он высказывался о них как «верный сын Церкви» — как он сам любит себя называть — следуя традиции и не отступая от учения своих предшественников – Павла VI, Иоанна Павла II и Бенедикта XVI. Сандро Маджистер собрал на своем сайте целую «антологию» подобных цитат из речей Франциска, в которых он отстаивает традиционное учение Церкви.
При этом характерной особенностью этого понтификата является то, что, провозглашая непрерывное учение Церкви, Франциск вовсе не препятствует тому, чтобы одновременно высказывались и альтернативные, порой даже строго противоположные взгляды, причем на самом высоком уровне, весьма заметными иерархами. Его не смущает также существование в отдельных регионах практики, прямо противоречащей общепринятой церковной дисциплине, и то, что о наличии такой практики открыто заявляют епископы и целые епископские конференции. Более того, нередко эти епископы ссылаются на самого Франциска и на отдельные его высказывания, оправдывая свое желание перемен в церковном учении и дисциплине. Так, итальянский архиепископ Джузеппе Казале, обсуждая «реформу согласно указаниям Франциска», допустил даже возможность абортов, заявив: «Относительно начала жизни – мы должны определить, когда уже есть человеческая жизнь, личность, не занимая предвзятой позиции, потому что наука может открыть для нас новые перспективы».
О. Федерико Ломбарди в иезуитском журнале “Popoli” так охарактеризовал эту особенность понтификата Франциска:
«План Франциска – это не какой-то систематизированный альтернативный план, скорее, это приведение в движение такой сложной реальности, какой является Церковь. Это Церковь в пути. Он не навязывает своих взглядов и своего образа действий. Он спрашивает и выслушивает различные мнения. Он не знает, куда он пойдет – он доверяется Святому Духу».
Поняв, что блицкриг на Синоде не удался, Франциск поспешил дистанцироваться от наиболее радикальных инициатив Каспера, как, впрочем, и от него самого. После октября 2014 года от него уже нельзя было услышать «рекламы своего кардинала» и восторженных слов о «ясном богословии» немецкого прелата. По всей видимости, Каспер был готов к тому, чтобы утратить поддержку своего шефа, поскольку по всем правилам гибридной войны, прежде чем отправить летчиков и танкистов в бой на машинах без опознавательных знаков, командование предупреждает их: «Если вас подобьют, и вы попадете в плен, помните: мы не знаем, что вы там делали, и кто вы вообще такие». Если после своей программной речи на февральской консистории он, не стесняясь, заявлял, что пользуется поддержкой Франциска, то потом стал
Либералы не сдаются
Тем не менее, боевой дух прогрессистов не упал, и они выражали готовность продолжать борьбу до победного конца – разумеется, в одних рядах с Франциском, которого они рассматривают как своего безусловного союзника и лидера. Один из предводителей либерального крыла Синода и член кардинальского синедриона при Франциске кардинал Маркс сказал в интервью газете «Die Zeit», которое он дал в конце октября 2014 года:
«Двери открыты – шире, чем это было когда-либо со времен II Ватиканского собора. Дебаты на Синоде – это лишь отправная точка. Франциск хочет сдвинуть это с места, чтобы процесс пошел вперед. Настоящая работа только начинается… Тот факт, что два животрепещущих вопроса – Причастие для разведенных и вступивших в повторный брак католиков и более позитивный, открытый подход к гомосексуальности – которые обсуждались на Синоде епископов о семье 5-19 октября, не смогли набрать большинства в две трети голосов, не следует рассматривать как неудачу… Любой, кто пришел бы к такому выводу, просто не видит, что происходило в нашей Церкви в последние полтора года… Нет, этот папа распахнул двери, и результаты голосования в конце Синода не изменят этого».
25 февраля 2015 года кардинал Маркс высказался еще более резко:
«Мы – не филиал Рима. Каждая Конференция епископов несет ответственность за пастырское попечение в своем собственном культурном контексте, и должна провозглашать Евангелие своим собственным оригинальным способом. Мы не можем ждать, пока Синод скажет нам, как мы должны организовывать пастырское попечение о браке и семье».
Несколько лет назад такие высказывания воспринимались бы не иначе, как сепаратистский демарш непосредственно против Папы. Но, учитывая, что Маркс является влиятельнейшим членом Совета кардиналов, в который его включил сам Франциск, а также то, что с «епископом Рима» он находится на самой короткой ноге, очевидно, что в данном случае речь не идет о какой-либо конфронтации с понтификом. Рим, о котором говорит Маркс – это Рим Бенедикта XVI и великих Пап прошлого, Рим Латеранской базилики, которая есть omnium urbis et orbis ecclesiarum mater et caput («Матерь и Глава всех церквей Града и мира»), Рим, в котором аргентинец Бергольо ощущает себя инородным элементом, вследствие чего всячески поощряет центробежные тенденции, подобные тем, что озвучил председатель Конференции епископов Германии. Потакание таким тенденциям преподносится как развитие епископской коллегиальности и автономии местных церквей, тогда как на самом деле это лишь очередной шаг к хаосу и раздорам, подобным тем, которые можно наблюдать в православном мире, не говоря уже о многочисленных протестантских «церквях».
Позднее немецкие епископы более конкретно сформулировали свою позицию в своих ответах на опросник, входящий в «Lineamenta» к предстоящей в октябре 2015 года ассамблее. Эти ответы были
Во многих этих вопросах епископы ссылаются на то, что «подавляющее большинство верующих» в их епархиях придерживаются именно такого мнения, тогда как традиционное учение Церкви считают оправданным «лишь немногие».
«Почти все ответы согласны со взглядом, предлагаемым науками о человеке (медициной, психологией), а именно, что сексуальная ориентация – это предрасположенность, которая не выбирается индивидуумом, и потому не может быть изменена. В связи с этим смущает то, что опросник говорит о «гомосексуальных наклонностях» — это представляется как нечто дискриминирующее. Лишь малое число респондентов отвергают гомосексуальные отношения, считая, что они являются тяжелым грехом», — говорится в этом документе.
При этом немецкие епископы пишут, что они не намерены подвергать сомнению учение Вселенской Церкви относительно брака и семьи, однако они не объясняют, как можно примирить это учение “cum Petro et sub Petro” с пастырской практикой, имеющей место в Германии.
По мнению кардинала Герхарда Мюллера, такое примирение невозможно. Напротив, «идея, что епископские конференции имеют свое учительство, отдельное от Учительства, без Папы и без общения со всеми епископами – такая идея является глубоко антикатолической и не уважает вселенскость Церкви».
Примерно так же прокомментировал заявление кардинала Маркса и кардинал Рэймонд Бёрк: «Я не знаю, что пытаются сказать своим заявлением немецкие епископы, но если они говорят, что они независимы от Вселенской Церкви, то они уже не являются католиками. Они не могут ими быть».
Предсинодальные документы и их критика
Опросник, о котором идет речь в документе, обнародованном Конференцией епископов Германии, был разослан в декабре 2014 года кардиналом Лоренцо Бальдиссери национальным епископским конференциям в составе “Lineamenta” – документа, включающего также “Relatio finalis” прошедшего Синода. Ответы на содержащиеся в нем вопросы должны были помочь в подготовке рабочего документа – «Instrumentum laboris» – следующей ассамблеи. Этот документ был разработан и представлен 23 июня 2015 года.
Как «Lineamenta», так и «Instrumentum laboris», подверглись впоследствии жесткой критике со стороны многих иерархов и богословов. В сентябре увидела свет книга
По словам кардинала Сара, итоговый отчет Синода, являющийся частью «Lineamenta», содержит «некоторую путаницу и даже серьезные ошибки, которые, в силу того, что они исходят от официальной римской структуры, весьма легко могут встревожить и смутить тех, чья совесть недостаточно хорошо сформирована». Гвинейский кардинал критикует «скользкий язык» документа, в котором опасные формулировки перемешаны с доктринально верными утверждениями. Сара критикует итоговый отчет за то, что он не предоставляет никакой адекватной моральной поддержки тем семьям, которые стараются жить в согласии с Божественным законом и по этой причине вытесняются на обочину современного общества. Он также называет документ ущербным из-за того, что в нем не содержится ничего, что призывало бы грешников к покаянию и обращению. Вместо того, чтобы помочь им «открыть ужас греха» и призвать отказаться от него, Церкви предлагается принимать некие меры, чтобы позволить этим людям чувствовать себя комфортно, ничего не меняя в своей жизни. Это ложное милосердие, которое не приносит никакой пользы, но позволяет им падать всё глубже и глубже в пучину греха.
«Поэтому невозможно найти “человеческие ценности” или “позитивные ценности” в тех формах союзов, которые объективно противоречат Евангелию, как утверждается в «Relatio Synodi». Хотя католическое учение никогда не сводит грешника к его греху – потому что Господь никогда так не делал – оно, тем не менее, провозглашает противоречащим Откровению мнение, будто можно найти что-то “хорошее” в греховных ситуациях», – говорит кардинал Сара. По его словам, такие греховные отношения являются «внутренним злом», в силу своего предмета, вне зависимости от обстоятельств и дальнейших мотивов действующего лица.
Гвинейский кардинал заявляет, что Католическая Церковь в Африке будет противостоять искушению изменить учение Церкви о нравственности. Описывая обычаи своего народа, он говорит в заключение:
«Когда мы были детьми, старшие учили нас, передавая нам свою мудрость: чтобы избежать встречи с дикими зверями в лесу, нужно громко говорить, нужно петь во время пути, потому что дикие животные убегают с дороги, по которой идут люди. Если на дороге, по которой идет Церковь, ученики Христовы будут ясно провозглашать Евангелие Семьи, дикие звери, которые пытаются разрушить ее, убегут, и это спасет уже раненные семьи, не позволив свирепым хищникам прикончить их».
В другой статье епископ Бартелеми Адукону подверг критике основной документ предстоящей ассамблеи Синода – «Instrumentum laboris», работа по которому будет вестись на протяжении всех трех недель этой встречи епископов. Этот рабочий документ в своей структуре также следует итоговому документу предыдущей ассамблеи, “Relatio Synodi”. Адукону, в частности, поднимает вопрос о том, почему те части Relatio, которые были отвергнуты отцами Синода, были включены в этот документ и как ни в чем не бывало разосланы Народу Божьему, как будто и не было никакого обсуждения и высказанной в их адрес критики.
По мнению епископа, рабочий документ Синода даже не пытается исследовать корни того, почему современная семья находится в столь глубоком кризисе. Африканский иерарх жестко критикует “Instrumentum laboris” за то, что он представляет Евангелие как некое бремя:
«Всякий раз, когда документ описывает Евангелие как бремя или как недосягаемый идеал, он не в состоянии указать на Евангелие как на конечную цель, к которой мы хотели бы направить так называемые “культурные ценности”, которые, посредством удивительного риторического оборота, описываются в нем как “семена Слова”. Антропология, укорененная в обязательном атеизме, никогда не способна достичь Нового Человека, которого представляет Христос».
Адукону также крайне резко отзывается о концепции «новой чуткости», которую, согласно этому документу, следует проявлять в отношении тех пар, которые живут в иррегулярных союзах (п. 98):
«Рассматривается ли эта новая чуткость, которую предлагается сделать частью сегодняшней пастырской практики, в свете Духа Распятого, о котором мы только что упомянули, или это норма, берущая свое начало в формировании постмодернистского человека, который, как мы знаем, предопределен к тому, чтобы бороться против Бога?»
По мнению епископа, этот раздел документа «содержит элементы крайне спорные, и даже противоречащие католическому учению». К примеру, он задается вопросом, должны ли мы отстаивать принцип “новой чуткости”, который теперь является нормативным, признавая “позитивные аспекты” также и в греховных ситуациях? Этот же вопрос можно задать и о немедленном или постепенном “нахождении ‘семян Слова’ в сожительстве”. Он указывает на проблему, проистекающую из использования такого выражения: «Согласно этой логике, если цивилизация отвергла Бога и Иисуса Христа, мы всё еще можем говорить о “семенах Слова”?»
Незадолго до начала Синода было опубликовано детальное исследование
В начале сентября в издательстве “Ignatius Press” вышла книга
Свой вклад в создание этой книги внесли следующие кардиналы:
- Карло Каффарра, архиепископ Болоньи, Италия;
- Робер Сара, префект Конгрегации богослужения и дисциплины таинств, Гвинейская Республика;
- Баселиос Клеемис Тоттункал, Верховный архиепископ Тривандрума (Сиро-маланкарская католическая Церковь), Индия;
- Пауль Йозеф Кордес, Председатель Папского совета Cor Unum (на покое), Германия;
- Доминик Дука, архиепископ Праги, Чехия;
- Виллем Якоб Эйк, архиепископ Утрехта, Нидерланды;
- Иоахим Майснер, архиепископ Кёльна на покое, Германия;
- Джон Олорунфеми Онаийекан, архиепископ Абуджи, Нигерия;
- Антонио Мария Роуко Варела, архиепископ Мадрида на покое, Испания;
- Камилло Руини, Генеральный викарий Рима на покое, Италия;
- Хорхе Уроса Савино, архиепископ Каракаса на покое, Венесуэла.
Таким образом, с учетом кардиналов – авторов книги «Новая родина Христа – Африка», еще 17 кардиналов публично высказались в защиту католического учения о семье, не считая тех, кто уже делал это ранее.
Протест против ревизии церковного учения о браке и инноваций в церковной дисциплине звучал не только в академической сфере. В начале 2015 года в интернете был создан сайт, на котором предлагалось подписать «Сыновнее воззвание к папе Франциску о будущем семьи» с просьбой высказаться в поддержку учения Церкви о семье и браке. К октябрю 2015 года эта инициатива, в организации которой приняли участие члены королевских семей, кардиналы, епископы и священники, а также многочисленные католические активисты, собрала почти 800 000 подписей.
Сентябрь стал богат на публикации, связанные с Синодом – в том же американском издательстве “Ignatius Press” вышла книга упоминавшегося уже журналиста Эдварда Пентина «Махинации на Синоде?» (The Rigging of a Vatican Synod?), в которой расследовались факты, свидетельствующие о том, что на Чрезвычайной ассамблее 2014 года имели место манипуляции, целью которых было продвижение не только тезисов «плана Каспера», но и более радикальных идей. Помимо прочего, Пентин показывает, что уже само назначение открытых приверженцев предложений, сделанных кардиналом Каспером на февральской консистории 2014 года, на руководящие должности Синода уже являлось своего рода манипуляцией.
«Почему, спрашивают [критики], папа Франциск назначил людей, которые также поддерживали позицию Каспера, руководить Синодом, если он сам не поддерживал позицию Каспера?», — говорится в книге.
Пентин также показывает, как кардинал Бальдиссери давил на мягкого и уступчивого кардинала Петера Эрдё, генерального докладчика Синода, чтобы тот переписал промежуточный отчет и сам смягчил ясное католическое послание, содержавшееся в начале этого документа. Как сказал Пентину один его источник: «Любое упоминание истины, Слова, раздражало Бальдиссери».
По мнению редактора издательства «Ignatius Press» о. Джозефа Фессио, S.J., публикация книги Эдварда Пентина, раскрывающей механизмы манипуляций на прошлой синодальной ассамблее, сделает гораздо более сложными подобные манипуляции на предстоящем в октябре очередном этапе Синода, поскольку действия организаторов и руководства будут находиться под пристальным вниманием наблюдателей.
К лету этого года высказывались предположения, что, столкнувшись со столь отчаянным сопротивлением, либеральные активисты предпочтут отложить решение поднятых ими в октябре 2015 года вопросов на будущее, отказавшись от резких действий и переведя ситуацию в подвешенное состояние, сосредоточившись на привычном для них практическом саботаже церковного Учительства на местах. Учитывая то, что Франциск более не высказывал явной поддержки их позиции, такое развитие событий казалось наиболее вероятным. Однако реальность оказалась куда более драматичной.
Продолжение следует.
См. также:
Гибридная война Франциска. Анонс
Гибридная война Франциска. Часть первая: предсинодальные манёвры
Гибридная война Франциска. Часть вторая: манипуляции на Синоде
Гибридная война Франциска. Часть четвертая: брак под канонадой
Точка зрения редакции не обязательно совпадает с точкой зрения авторов.
При полном или частичном воспроизведении материалов сайта гиперссылка на SKGNEWS.COM обязательна.
В отличие от официальных католических СМИ, наш сайт не получает никакого финансирования. Если вы считаете наши материалы полезными, вы можете поддержать этот проект.